Автор: Круглова Г.А. | Рік видання: 2009 | Видавець: Минск: Асар | Кількість сторінок: 304
Будучи сложным общественным образованием, политическая система общества имеет и собственную внутреннюю структуру, которая включает в себя и объединяет не только компоненты, обладающие относительно «вещественным» характером (организации и институты), но и представляющие собой лишь отношение или процессы.
Политическая власть является основой функционирования политической системы. Это позволяет четко определить структуру этой системы, границы и сгруппировать ее компоненты в следующие подсистемы:
1. Институциональная подсистема. Она состоит из различных общественно-политических организаций и институтов, связанных, с осуществлением власти в обществе. Это основная подсистема, поскольку именно она формирует властные отношения в обществе.
Главным элементом дайной подсистемы является государство как основной носитель политической власти и средство реализации классовых интересов. Важное место занимают и политические партии, поскольку через их деятельность реализуются политические отношения. К тому же они являются основными поставщиками кадров для государственных органов. Определенное значение для функционирования политической организации имеют и общественно-политические движения.
Политическая организация классового общества в качестве неотъемлемого компонента включает и церковь. Исторически сложилось так, что церковь всегда была организацией политической, имеющей свою специфическую идеологическую доктрину. И хотя в современных условиях доля ее участия в политике значительно уменьшилась по сравнению со средневековьем, но она сохраняет за собой положение одного из важных субъектов политики, носителя религиозной идеологии.
Отдельную группу в данной подсистеме составляют неполитические организации, различного рода добровольные, любительские общества, объединения по интересам и т. д. В силу своих специфических функций они по существу не участвуют в осуществлении политической власти. Но в последнее время некоторые политические события способствовали политизации такого рода общественных объединений (особенно ярко это проявилось во время выборов).
2. Регулятивная (или нормативная) подсистема выступает в виде совокупности политико-правовых норм, регулирующих взаимоотношения между субъектами политической системы. В качестве других средств регулирования могут выступать традиции, обычаи, моральные установки. Определенную регулятивную роль может выполнять и идеология, оставаясь при этом самостоятельным компонентом политической системы. Указанные регуляторы стремятся придать упорядоченность политическим отношениям и способствуют формированию политического сознания общества.
3. Функциональная подсистема представляет собой совокупность тех функций и ролей, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами. Она охватывает политический процесс в его динамике, а также включает методы и средства осуществления политической власти, т. с. политический режим.
4. Идеологическая подсистема включает в себя всю совокупность политических идей, теорий, взглядов, концепций, на основе которых разрабатываются различные политические программы и осуществляют свою деятельность различные общественно-политические институты как элементы политической системы общества. Выражая интересы различных социальных групп, политическая идеология может оказывать либо консолидирующее, либо деструктивное влияние на политическую систему в целом. Значительную роль для функционирования политической системы играет и политическая культура как совокупность типичных для данного общества образцов поведения, ценност - ных ориентации и установок, сложившихся представлений о политике.
Политическая культура выполняет своеобразную охранительную функцию, поддерживающую стабильность политической системы.
5. Коммуникативная подсистема охватывает совокупность разнообразных объединяющих связей и отношений между различными компонентами политической системы общества. Это отношения между субъектами политики по поводу завоевания, распределения и удержания власти. Сюда включаются как формализованные отношения, основанные на правовых нормах и ими регулируемые, так и неформализованные связи и отношения, т. е. возникающие спонтанно.
Каждая из рассмотренных подсистем имеет свою внутреннюю структуру, особенности функционирования и обладает относительной самостоятельностью. Из всех подсистем, как уже было отмечено, ведущая роль принадлежит институциональной, т. е. политической организации, поскольку именно она решает вопрос о власти, придает политической системе целостность, определяет ее нормативноправовую базу, основные направления деятельности и социальное назначение.
Выделив указанные подсистемы, можно определить и механизм функционирования политической системы в целом. Политические организации и институты, выражая интересы определенных социальных групп, формируют определенную идеологию, положенную в основу политической культуры общества. На основе определенных норм и др. средств регулирования взаимосвязей, используя те или иные средства и методы осуществления власти и выполняя определенные функции в обществе, политические организации и институты вступают в определенные отношения, которые и выражают сущность политических процессов, происходящих в рамках данной политической системы.