Автор: Круглова Г.А. | Рік видання: 2009 | Видавець: Минск: Асар | Кількість сторінок: 304
На основе приведенных характеристик выделяют несколько типов политических режимов. Традиционным и общепризнанным критерием является различение политических режимов по стедеаи-н-уров11ю_развития их демократических основ. И здесь выделяют тоталитарные, ШП^оритЗрныб—и--демократические политические режимы, каждый из которых можно дифференцировать еще на несколько разновидностей. Остановимся на их конкретной характеристике.
Тоталитарный политический режим (или тотсиштаризм) — это такое государственно-политическое устройство, которое характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизнедеятельности общества. Это своеобразное закрытое общество, в котором все — от воспитания детей до выпуска продукции — контролируется одним центром (X. Арендт).
Основными чертами тоталитарного политического режима можно назвать следующие:
• строгая иерархическая вертикальная система управления обществом;
• огосударствление и жесткая регламентация всех сторон жизни общества: экономики, образования, средств массовой информации, личной жизни граждан;
• монополизация власти в руках одной партии, сращивание партии с государственным аппаратом (партия стоит над государством);
• жесткий политический контроль, не допускающий инакомыслия и инакодействия, массовый непрерывный террор как элемент управления;
• милитаризация общества (или ориентация на милитаризацию);
• подавление личности, обезличивание человек, его безоговорочное послушание и лояльность по отношению к государству, полное отчуждение личности от политики;
• отсутствие всех институтов гражданского общества: политических партий, массовых общественных организаций;
• доминирование одной всесильной идеологии, поддерживающей у населения убежденность в оправданности такой системы;
• идеология ориентирована на будущее, а не на настоящее, исторический нигилизм, стремление к тотальному переустройству общества, создание новой системы ценностей и формирование нового человек.
Эти общие черты тоталитарного режима имеют конкретное воплощение па практике. Тоталитарный режим может иметь различные формы своего проявления:
1) фашистский (полуфашистский) — Германия, Италия в 30—
40-е гг. XX в.,
2) военно-диктаторский политический режим — Чили в начале
70-х гг. XX в. В современных условиях эта форма существует в ряде
слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Они различаются по уровню тотального контроля и по сущности основного носителя власти. Кроме того, военно-диктаторский режим предполагает власть военных.
Изменение сущности тоталитарного режима может осуществляться двумя путями: путем уничтожения основ его существования (Германия, Италия) или в результате его эволюции в сторону демократического политического режима (Чили),
Современные западпые политологи вводят даже понятие посттота- литарные режимы, т. е. размывание и ослабление основных его элементов.
Авторитарный политический режим (авторитаризм) — это такое государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет сильная личная диктатура, Можно говорить, что это своеобразная ступень к демократическому режиму. В развитии общества
этот режим получил довольно широкое распространение. Большинство стран в мире прошло в своем развитии через ту или иную форму авторитаризма. А некоторые страны в своей истории сменили несколько форм этого режима.
Сущность авторитарного режима может быть раскрыта через выяснение его основных черт, к которым можно отнести следующие:
• исключительная концентрация власти а руках главы государства;
• широкое использование в политике методов насилия;
• отсутствие тотального контроля над жизнью общества, власть не вмешивается в сферы, далекие от политики (социальную, семейнобытовую и т. д.);
• политическая власть широко использует социальную демагогию, компромиссы, лавирование, допускает определенный политический плюрализм;
• допускается возможность существования и деятельности институтов гражданского общества: политических партий и общественных организаций, лояльно относящихся к власти и поддерживающих ее;
• формачьно функционируют представительные органы власти, которые строятся в соответствии с принципом разделения властей, фактически вертикально-иерархическое построение властных структур;
• формальное участие народа в политике путем провозглашения его неограниченных прав и свобод и фактическое устранение народа от власти в результате концентрации ее в руках одного лидера;
• государственный контроль над средствами массовой информации и осуществление идеологического воспитания масс в духе господствующей (авторитарной) идеологии.
Авторитарные политические режимы имеют многообразие форм своего конкретного проявления:
1) однопартийный политический режим, который во многом похож на тоталитарный, но в отличие от него предполагает выборность (хотя и формально) представительных органов власти, допускает деятельность общественных организаций, предоставляет определенные права и свободы гражданам. Примером такого режима можно считать СССР в период власти Сталина;
2) многопартийный политический режим, допускающий деятельность нескольких политических партий, но фактически сводящий их активность к поддержке и оправданию политического курса государства. Наблюдается слияние этих партий или образование Народных (Национальных) фронтов — в поддержку правительства. Примером являются социалистические страны Восточной и Дентальной Европы до конца 80-х гг.;
3) монархические политические режимы, когда сильная единоличная власть опирается на полуфеодальные отношения и институты. Это европейские монархии в эпоху средневековья и современные монархии слаборазвитых стран (Саудовская Аравия, Оман, Марокко);
4) клерикалъныйо политический режим, который характеризуется значитсльнаой ролью церкви в государственном управлении. Нередко церковь стоит над государством (Пакистан);
5) популистские политические режимы, отличающиеся стремлением лидера стать выразителем интересов своего народа, опираясь в определенной степени на поддержку наиболее влиятельных слоев в каждой социальной группе. Классический пример: режим Варгаса в Бразилии. В современных условиях многие постсоветские государства.
Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных большей устойчивостью. Решающее различие этих двух режимов заключается в том, что авторитарный режим предполагает определенную дифференциацию отношений государства и общества, не претендует на всеобщность контроля, допускает некоторые элементы демократии.
Главная привлекательность этого режима — устойчивость. Пожалуй, это главное, что обусловило столь широкое распространение авторитаризма в мире. Иногда он характеризуется успешным сочетанием экономического процветания с политической стабильностью (Таиланд, Южная Корея, Сингапур).
_Демократический политический режим представляет собой такое государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основаны на признании народа в качестве основного социального носителя власти.
Демократия означает власть народа, народовластие. Историю своего развития ведет с Древней Греции. В современном обществе это наиболее распространенный тип политического режима, обусловленный тем, что движение к демократии выступает объективной тенденцией развития человеческого общества.
Демократический политический режим существенно отличается от авторитарного и тоталитарного. Эти различия проявляются в его основных чертах, среди которых следует отметить следующие:
• реальное функционирование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, каждая из которых самостоятельна, независима и выполняет свои специфические функции;
• наличие политико-правового порядка, при котором допускается легальная деятельность различных политических партий и массовых общественных движений;
• формирование представительных органов власти на основе всеобщих выборов, обладающих широким кругом полномочий;
• экономической основой данного режима является многообразие форм собственности;
• значительное развитие разнообразных институтов гражданского общества, имеющих широкое поле деятельности и регулирующих
свои взаимоотношения с государством на основе сотрудничества и взаимодополнения;
• многообразие политической деятельности индивидов и социальных групп, развитие плюрализма и гласности;
^ • осуществление контроля за деятельностью государства и его орга
нов со стороны общества (народа), реальное участие народа в политике;
• свободные, всеобщие, периодичные выборы властных органов, процедура которых законодательно закреплена в конституции;
• решение основных вопросов общественной жизни в интересах большинства, при твердых гарантиях прав меньшинства;
• равноправное функционирование форм непосредственной и представительной демократии;
• существование государственных и негосударственных средств массовой информации, коммуникации, реальное обеспечение свободы слова, печати;
• отсутствие государственного контроля над функционированием гражданского общества;
• преимущественное использование демократических методов правления (голосование, референдум, плебисцит, переговоры), отказ от применения насилия;
• наличие правового государства;
• реальное обеспечение основных прав и свобод граждан, гарантия их реализации.
По подсчетам современных западных политологов, сегодня около 60 стран могут считаться демократическими. Из них около 20 — так называемые «старые демократии», которые сформировались более тридцати лет назад, а остальные — «новые демократии», которые вступили на этот путь в 70—80-е гг.
Демократический политический режим традиционно существует в следующих формах:
1. Парламентская республика — форма государственного правления, когда высшим органом политической власти является избранный на основе всеобщего избирательного права парламент, обладающий реальными возможностями воздействовать на политику, законодательство и осуществлять контроль над правительством. Правительство во главе с премьер-министром несет полную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Наиболее яркими примерами парламентского режима могут служить Великобритания, Испания, Италия, Германия, Швеция, Бельгия, Норвегия, Дания и т. д. Глава государства (президент) избирается парламентским путем. Имея формально ряд полномочий, практически президент безвластен, поскольку его деятельность возможна только с согласия правительства. Правительство формируется парламентским путем из числа представителей той иоли - тической партии, которая получила большинство в нижней палате парламента. Правительство (исполнительная власть) находится у власти до тех пор, пока оно имеет поддержку большинства в парламенте.
Так называемые «старые демократии» сохраняют монархию. И здесь монарх формально обладает определенными властными функциями: одобрение законов, роспуск парламента, назначение премьер - министра и т. д. Но практически все эти функции осуществляются чисто символически, поскольку монархия выступает здесь как резервный институт власти, лишь в определенной степени способный сохранить стабильность общества в условиях возможного политического кризиса.
Важное значение для понимания сущности парламентского режима имеет следующий момент. Контроль за деятельностью правительства осуществляется внутри самого парламента со стороны депутатов оппозиционных партий. И смена правительства осуществляется при выражении ему вотума недоверия со стороны парламента.
2. Президентская республика — форма государственного правления, для которой характерно жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей и соединение полномочий главы государства и главы правительства в руках президента.
Здесь речь идет о внепарламентском методе формирования правительства. Парламенту принадлежит законодательная власть, а президенту и назначенному им правительству — исполнительнораспорядительная власть.
Президент и парламент независимо избираются на всеобщих выборах всеми гражданами, что дает им независимый и равный по силе источник легитимации. Президент не имеет права роспуска парламента, что дает парламенту большие реальные полномочия. Правительство является более стабильным. В данном случае разделения властей наиболее эффективен созданный механизм сдержек и противовесов. А это создает определенные гарантии против узурпации власти со стороны каких-либо политических сил. Наибольшее распространение данный режим получил в США, Франции, Мексике, Бразилии, Венесуэле, Аргентине и т. д.
3. Смешанная республика — форма правления, которая стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует во Франции, Австрии, Финляндии, Болгарии, Польше и ряде других стран.
Сущность демократического политического режима и определяет его главное отличие от авторитарного и тоталитарного. Выражается это в равноправии и одинаковой значимости всех властей в обществе (одни элементы власти уравновешиваются другими) и динамичном развитии политического процесса.
Объективная закономерность развития общества, подчеркивающая повышение роли народных масс в политике, определяет неизбежность перехода к демократическому политическому устройству.