Политология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

Автор: | Рік видання: 2009 | Видавець: Минск: Асар | Кількість сторінок: 304

Типология политических режимов

На основе приведенных характеристик выделяют несколько типов политических режимов. Традиционным и общепризнанным критерием является различение политических режимов по стедеаи-н-уров11ю_раз­вития их демократических основ. И здесь выделяют тоталитарные, ШП^оритЗрныб—и--демократические политические режимы, каждый из которых можно дифференцировать еще на несколько разновидностей. Остановимся на их конкретной характеристике.

Тоталитарный политический режим (или тотсиштаризм) — это такое государственно-политическое устройство, которое характеризу­ется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизнедеятельности общества. Это своеобразное закрытое общество, в котором все — от воспитания детей до выпуска продукции — конт­ролируется одним центром (X. Арендт).

Основными чертами тоталитарного политического режима можно назвать следующие:

• строгая иерархическая вертикальная система управления общест­вом;

• огосударствление и жесткая регламентация всех сторон жизни об­щества: экономики, образования, средств массовой информации, личной жизни граждан;

• монополизация власти в руках одной партии, сращивание партии с государственным аппаратом (партия стоит над государством);

• жесткий политический контроль, не допускающий инакомыслия и инакодействия, массовый непрерывный террор как элемент управ­ления;

• милитаризация общества (или ориентация на милитаризацию);

• подавление личности, обезличивание человек, его безоговорочное послушание и лояльность по отношению к государству, полное от­чуждение личности от политики;

• отсутствие всех институтов гражданского общества: политических партий, массовых общественных организаций;

• доминирование одной всесильной идеологии, поддерживающей у населения убежденность в оправданности такой системы;

• идеология ориентирована на будущее, а не на настоящее, истори­ческий нигилизм, стремление к тотальному переустройству обще­ства, создание новой системы ценностей и формирование нового человек.

Эти общие черты тоталитарного режима имеют конкретное вопло­щение па практике. Тоталитарный режим может иметь различные формы своего проявления:

1) фашистский (полуфашистский) — Германия, Италия в 30—

40-е гг. XX в.,

2) военно-диктаторский политический режим — Чили в начале

70-х гг. XX в. В современных условиях эта форма существует в ряде

слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Они различаются по уровню тотального контроля и по сущности ос­новного носителя власти. Кроме того, военно-диктаторский режим предполагает власть военных.

Изменение сущности тоталитарного режима может осуществляться двумя путями: путем уничтожения основ его существования (Герма­ния, Италия) или в результате его эволюции в сторону демократиче­ского политического режима (Чили),

Современные западпые политологи вводят даже понятие посттота- литарные режимы, т. е. размывание и ослабление основных его эле­ментов.

Авторитарный политический режим (авторитаризм) — это такое государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет сильная личная диктатура, Можно говорить, что это свое­образная ступень к демократическому режиму. В развитии общества

этот режим получил довольно широкое распространение. Большинст­во стран в мире прошло в своем развитии через ту или иную форму авторитаризма. А некоторые страны в своей истории сменили не­сколько форм этого режима.

Сущность авторитарного режима может быть раскрыта через выяс­нение его основных черт, к которым можно отнести следующие:

• исключительная концентрация власти а руках главы государства;

• широкое использование в политике методов насилия;

• отсутствие тотального контроля над жизнью общества, власть не вмешивается в сферы, далекие от политики (социальную, семейно­бытовую и т. д.);

• политическая власть широко использует социальную демагогию, компромиссы, лавирование, допускает определенный политиче­ский плюрализм;

• допускается возможность существования и деятельности институ­тов гражданского общества: политических партий и общественных организаций, лояльно относящихся к власти и поддерживающих ее;

• формачьно функционируют представительные органы власти, ко­торые строятся в соответствии с принципом разделения властей, фактически вертикально-иерархическое построение властных структур;

• формальное участие народа в политике путем провозглашения его неограниченных прав и свобод и фактическое устранение народа от власти в результате концентрации ее в руках одного лидера;

• государственный контроль над средствами массовой информации и осуществление идеологического воспитания масс в духе господ­ствующей (авторитарной) идеологии.

Авторитарные политические режимы имеют многообразие форм своего конкретного проявления:

1) однопартийный политический режим, который во многом похож на тоталитарный, но в отличие от него предполагает выборность (хотя и формально) представительных органов власти, допускает деятель­ность общественных организаций, предоставляет определенные права и свободы гражданам. Примером такого режима можно считать СССР в период власти Сталина;

2) многопартийный политический режим, допускающий деятель­ность нескольких политических партий, но фактически сводящий их активность к поддержке и оправданию политического курса государ­ства. Наблюдается слияние этих партий или образование Народных (Национальных) фронтов — в поддержку правительства. Примером являются социалистические страны Восточной и Дентальной Европы до конца 80-х гг.;

3) монархические политические режимы, когда сильная единолич­ная власть опирается на полуфеодальные отношения и институты. Это европейские монархии в эпоху средневековья и современные монар­хии слаборазвитых стран (Саудовская Аравия, Оман, Марокко);

4) клерикалъныйо политический режим, который характеризуется значитсльнаой ролью церкви в государственном управлении. Нередко церковь стоит над государством (Пакистан);

5) популистские политические режимы, отличающиеся стремлением лидера стать выразителем интересов своего народа, опираясь в опре­деленной степени на поддержку наиболее влиятельных слоев в каждой социальной группе. Классический пример: режим Варгаса в Бразилии. В современных условиях многие постсоветские государства.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных большей устой­чивостью. Решающее различие этих двух режимов заключается в том, что авторитарный режим предполагает определенную дифференциа­цию отношений государства и общества, не претендует на всеобщ­ность контроля, допускает некоторые элементы демократии.

Главная привлекательность этого режима — устойчивость. Пожалуй, это главное, что обусловило столь широкое распространение автори­таризма в мире. Иногда он характеризуется успешным сочетанием экономического процветания с политической стабильностью (Таи­ланд, Южная Корея, Сингапур).

_Демократический политический режим представляет собой такое государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основаны на признании народа в качестве основ­ного социального носителя власти.

Демократия означает власть народа, народовластие. Историю своего развития ведет с Древней Греции. В современном обществе это наи­более распространенный тип политического режима, обусловленный тем, что движение к демократии выступает объективной тенденцией развития человеческого общества.

Демократический политический режим существенно отличается от авторитарного и тоталитарного. Эти различия проявляются в его ос­новных чертах, среди которых следует отметить следующие:

• реальное функционирование принципа разделения властей на за­конодательную, исполнительную, судебную, каждая из которых самостоятельна, независима и выполняет свои специфические функции;

• наличие политико-правового порядка, при котором допускается ле­гальная деятельность различных политических партий и массовых общественных движений;

• формирование представительных органов власти на основе всеоб­щих выборов, обладающих широким кругом полномочий;

• экономической основой данного режима является многообразие форм собственности;

• значительное развитие разнообразных институтов гражданского общества, имеющих широкое поле деятельности и регулирующих

свои взаимоотношения с государством на основе сотрудничества и взаимодополнения;

• многообразие политической деятельности индивидов и социаль­ных групп, развитие плюрализма и гласности;

^ • осуществление контроля за деятельностью государства и его орга­

нов со стороны общества (народа), реальное участие народа в по­литике;

• свободные, всеобщие, периодичные выборы властных органов, процедура которых законодательно закреплена в конституции;

• решение основных вопросов общественной жизни в интересах большинства, при твердых гарантиях прав меньшинства;

• равноправное функционирование форм непосредственной и пред­ставительной демократии;

• существование государственных и негосударственных средств массовой информации, коммуникации, реальное обеспечение сво­боды слова, печати;

• отсутствие государственного контроля над функционированием гражданского общества;

• преимущественное использование демократических методов прав­ления (голосование, референдум, плебисцит, переговоры), отказ от применения насилия;

• наличие правового государства;

• реальное обеспечение основных прав и свобод граждан, гарантия их реализации.

По подсчетам современных западных политологов, сегодня около 60 стран могут считаться демократическими. Из них около 20 — так на­зываемые «старые демократии», которые сформировались более тридцати лет назад, а остальные — «новые демократии», которые вступили на этот путь в 70—80-е гг.

Демократический политический режим традиционно существует в следующих формах:

1. Парламентская республика — форма государственного правле­ния, когда высшим органом политической власти является избранный на основе всеобщего избирательного права парламент, обладающий реальными возможностями воздействовать на политику, законода­тельство и осуществлять контроль над правительством. Правительство во главе с премьер-министром несет полную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Наиболее яркими примерами парла­ментского режима могут служить Великобритания, Испания, Италия, Германия, Швеция, Бельгия, Норвегия, Дания и т. д. Глава государства (президент) избирается парламентским путем. Имея формально ряд полномочий, практически президент безвластен, поскольку его дея­тельность возможна только с согласия правительства. Правительство формируется парламентским путем из числа представителей той иоли - тической партии, которая получила большинство в нижней палате парламента. Правительство (исполнительная власть) находится у вла­сти до тех пор, пока оно имеет поддержку большинства в парламенте.

Так называемые «старые демократии» сохраняют монархию. И здесь монарх формально обладает определенными властными функциями: одобрение законов, роспуск парламента, назначение премьер - министра и т. д. Но практически все эти функции осуществляются чисто символически, поскольку монархия выступает здесь как резерв­ный институт власти, лишь в определенной степени способный сохра­нить стабильность общества в условиях возможного политического кризиса.

Важное значение для понимания сущности парламентского режима имеет следующий момент. Контроль за деятельностью правительства осуществляется внутри самого парламента со стороны депутатов оп­позиционных партий. И смена правительства осуществляется при вы­ражении ему вотума недоверия со стороны парламента.

2. Президентская республика — форма государственного правления, для которой характерно жесткое разделение законодательной, испол­нительной и судебной властей и соединение полномочий главы госу­дарства и главы правительства в руках президента.

Здесь речь идет о внепарламентском методе формирования прави­тельства. Парламенту принадлежит законодательная власть, а прези­денту и назначенному им правительству — исполнительно­распорядительная власть.

Президент и парламент независимо избираются на всеобщих выбо­рах всеми гражданами, что дает им независимый и равный по силе источник легитимации. Президент не имеет права роспуска парламен­та, что дает парламенту большие реальные полномочия. Правительст­во является более стабильным. В данном случае разделения властей наиболее эффективен созданный механизм сдержек и противовесов. А это создает определенные гарантии против узурпации власти со сто­роны каких-либо политических сил. Наибольшее распространение данный режим получил в США, Франции, Мексике, Бразилии, Вене­суэле, Аргентине и т. д.

3. Смешанная республика — форма правления, которая стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких ус­тойчивых типичных черт, как парламентская и президентская респуб­лики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная рес­публика существует во Франции, Австрии, Финляндии, Болгарии, Польше и ряде других стран.

Сущность демократического политического режима и определяет его главное отличие от авторитарного и тоталитарного. Выражается это в равноправии и одинаковой значимости всех властей в обществе (одни элементы власти уравновешиваются другими) и динамичном развитии политического процесса.

Объективная закономерность развития общества, подчеркивающая повышение роли народных масс в политике, определяет неизбежность перехода к демократическому политическому устройству.