Автор: Круглова Г.А. | Рік видання: 2009 | Видавець: Минск: Асар | Кількість сторінок: 304
Существует несколько вариантов персонификации (реализации) должности или функции главы государства. Наиболее распространенными можно назвать три варианта:
Первый вариант — наиболее древний и традиционный — это глава государства в лице монарха.
Второй вариант — глава государства — это президент.
Третий вариант — глава государства — коллегиальный орган, избираемый парламентом на определенный срок.
Главное и наиболее заметное отличие президента республики от монарха и коллегиального органа в том, что должность президента выборная.
Глава государства —■ это такая государственно-правовая и политическая фигура, которая имеет свою специфику и характерные черты. Можно выделить наиболее характерные и специфические полномочия
главы государства:
I. Представительские функции:
• председательствует на различных торжественных церемониях, на празднованиях национальных праздников;
• он обращается с приветствием и посланием к народу по поводу знаменательных дат или важных событий;
• может выступать с официальными обращениями к парламенту;
• аккредитует своих дипломатических представителей в иностранных государствах;
• совершает официальные визиты, встречи с другими главами государств, посещает различные международные форумы;
• обладает правом проводить переговоры, подписывать международные договоры и соглашения.
//. Сфера государственного управления:
• принимает участие в назначении правительства и в его отставке (в формировании исполнительной власти, назначает министров);
• назначает премьер-министра, главой правительства лицо, пользующееся доверием парламента;
• назначает иных должностных лиц, не обязательно высшего уровня, например, представителей судебной власти;
В ряде стран важнейшие акты исполнительной власти могут издаваться от имени главы государства. Единственное правило — требуется процедура контрассигнации.
III. Сфера законодательная:
• имеет право созывать парламент на очередные или внеочередные сессии, имеет право открывать или закрывать сессию, в ряде случаев имеет право роспуска палаты или обеих палат и назначать новые парламентские выборы и т. д.;
• имеет определенные непосредственные права в сфере законодательства: право законодательной инициативы, право утверждения законов, их подписи, или, как чаще всего говорят, право промульгации законов;
• иногда обладает правом назначать членов верхних и нижних палат парламента;
• право издания различных нормативных и ненормативных (носящих персональный характер) актов. Эти акты могут называться декретами, указами, прокламациями, директивами, исполнительными приказами и т. д.
IV. Военная сфера:
• глава государства провозглашается верховным главнокомандующим, в случае кризисной ситуации и военных действий за подписью главы государства будут издаваться специальные военные акты, законы, директивы, которые будут определять стратегию деятельности страны;
• права главы государства в сфере вопросов объявления войны, заключения мира. В большинстве случаев на такие действия требуется санкция парламента, но персонифицируются эти действия именно в лице главы государства;
• право помилования и иногда — отсрочки исполнения приговора, право смягчения наказания, замены наказания и даже изменения приговора,
VI. Сфера личного статуса:
• полномочия, касающиеся награждения орденами и медалями, присвоения различных званий;
• решает вопросы о предоставлении гражданства иностранцам, лишении гражданства или его восстановлении;
• решает вопросы о предоставлении политического убежища.
VII. Сфера государственной безопасности:
• координирует вопросы, связанные с разведкой, контрразведкой, борьбой с подрывными проявлениями и т. д.;
• часто может возглавлять специальные межведомственные органы, занимающиеся этой сферой (советы национальной безопасности и т. д.).
VIИ. Чрезвычайные полномочия:
• право введения или назначения чрезвычайного положения;
• группа полномочий в сфере чрезвычайных ситуаций или чрезвычайными полномочиями главы государства,
IX. Экономическая сфера:
• полномочия в сфере определения курса страны, в сфере выбора экономических приоритетов;
• а также в сфере выбора экономической стратегии.
X. Другие полномочия (дискреционные полномочия главы государства, те полномочия, которые глава государства приметает по собственной инициативе). Их сфера очень редкая и незначительная. Чаще всего приводят пример «спящих полномочий», т. е. таких, которые не действуют и нс возникают в обычной ситуации, а появляются лишь в какие-то кризисные моменты,
В системе власти и управления президентских республик огромную роль играет президент. Полномочия президента определены и закреплены в Конституции (Основном Законе) государства.