Автор: Круглова Г.А. | Рік видання: 2009 | Видавець: Минск: Асар | Кількість сторінок: 304
Политическое сознание и политическая культура составляют духовный, компонент политической системы общества. Их частичное совпадение и различие является скорее концептуальным, чем предметным. И то и другое есть отражение того факта, что мир политики не существует вне человек, наделенного сознанием. История показывает, что практически все политические режимы от древних до новейших времен (в том числе и диктаторские) нуждаются в определенной поддержке и признании со стороны масс. Функционирование политической власти непосредственно зависит от человеческого фактора и определяется развитием политической культуры общества, его политическим сознанием.
Политическая культура и политическое сознание тесно взаимосвязаны между собой и являются взаимодополняющими характеристиками политической системы общества. Через их развернутый анализ дается характеристика человеческого фактора в политике.
Политическая культура присуща любой государственно - организованной социальной общности и представляет собой определенный способ функционирования некоторых элементов политической системы. Следует подчеркнуть, что политическая культура составляет «субъективную» сторону политической системы, ее социально-психологический момент. Она не детерминирует жестко политическое поведение, а включает лишь образцы политической деятельности, на которые и могут быть направлены установки (способы) политического поведения.
Основные особенности политической культуры заключаются в том, что она представляет собой не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, всей политической жизни, законах и правилах их функционирования. Политическая культура, с одной стороны, является особой частью общей культуры данного общества, хотя и обладающей определенной автономией, а с другой — связана с конкретной политической системой, хотя и не сводится к ней, В понимании сущности политической культуры прослеживаются различные подходы, что обусловлено сложностью и многогранностью данного явления. Насчитывается более 30 определений политической культуры, каждое из которых отражает ее определенные характеристики (или их комплекс).
В западной политологии можно выделить два основных направления в понимании сущности политической культуры:
1) субъективистское (бихевиористское), ограничивающее политическую культуру сферой политического сознания и рассматривающее ее как субъективную ориентацию личности на политику (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Пауэлл, Л. Пай, К. фон Бейме и др.);
2) объективистское, связывающее содержание политической культуры не только с системой ориентации и убеждений, но и с политической деятельностью (Ч. Фостер, Р. Даль, Р. Роуз, Ж. П. Котт и др.).
Среди наиболее известных отечественных исследователей этой проблемы (Баталов Э. Я., Иовчук М. Т., Коган Л. Н., Орлов А. Н„ Чередниченко А. П., Лузан А. А., Шесто пал Е. Б. и др.) можно найти сторонников обоих направлений.
Политическая культура общества не может быть однородной, поскольку имеет социальную обусловленность. В целом структуру политической культуры можно представить следующим образом:
• мировоззренческие установки, убеждения, ориентации, обращенные на политическую систему (политическое мировоззрение). Это знания о политике в оценке политических явлений, что составляет основное содержание политической культуры;
•эмоционально-чувственная сторона политических позиций;
•признанные в данном обществе образцы политического поведения.
В соответствии с этими основными элементами политической культуры можно выделить и основные ее уровни:
1. Базовый —- теоретическое отражение, закрепление и практическую реализацию коренных политических интересов.
2. Когнитивный (идеологический) — совокупность политических знаний, взглядов, концепций.
3. Эмоционально-психологический (ценностный) — совокупность политических убеждений и ценностных ориентации.
4. Поведенческо-практический — определенные формы, способы, участия в политическом процессе на основе усвоенных знаний о политике и объективных закономерностях развития общества.
5. Нормативный — совокупность норм и правил политического поведения, традиций политической деятельности.
Исходя из этого, можно дать общее определение политической культуры. Политическая культура — это система политических взглядов, знаний и политических чувств, политических оценок, традиций, обычаев, норм, а также основанных на них установок и стереотипов политической деятельности, моделей политической активности, на основе которых осуществляется политическая деятельность. Можно сказать, что политическая культура — это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти, своеобразная форма организации политической жизни общества.
Для развернутой характеристики политической культуры следует выделять ее различные субкультуры: политическую культуру общества, политическую культуру социальной группы и политическую культуру личности.
Политическая культура общества представляет собой синтез политических культур всех социальных групп, классов, наций и других общностей при доминирующей роли культуры господствующей социальной группы. Говоря, например, о политической культуре буржуазного общества, мы подчеркиваем ведущую роль политической культуры буржуазии, но всегда признаем наличие в данной политической системе политической культуры рабочего класса, а также неосновных классов (крестьянства, помещиков) и других социальных групп. Политическая культура общества с необходимостью включает в себя элементы политических культур, традиций, обычаи, унаследованные ог прошлого. Но в то же время необходимо помнить, что в рамках существующей политической культуры общества начинают формироваться элементы политической культуры последующей общественно- экономической формации.
Политическая культура социальной группы представляет собой совокупность политических знаний, позиций, ценностей и образцов поведения представителей данной социальной группы. Если мы говорим
о политической культуре малых социальных групп, то она, как правило, отличается высокой степенью однородности. Политическая культура больших социальных групп в большинстве случаев неоднородна, но эти различия скорее горизонтального плана, зависящие от характера труда, уровня образования, условий проживания, национальных особенностей, отношения к религии, унаследованных традиций и т. д.
Политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социальной группы и общества в целом и представляет собой ее преломление через индивидуальное сознание, собственный опыт, уровень политических знаний с учетом психологических особенностей данной личности. Политическая культура личности формируется в процессе политической социализации и выражается в политическом поведении личности, уровне ее политической активности.
При анализе политической культуры следует обратить внимание на ее сходство с национальным характером. При определенных обстоятельствах типология национального характера может быть аналогична типологии политической культуры. Нагцюнальный характер — представляет собой совокупность психологических черт, обусловленных сходством условий существования представителей одной национальности, внешнего окружения и долговременного совместного исторического развития. Национальный характер как результат длительного социально-исторического развития в гораздо меньшей степени подвержен изменениям, это явление более глубокое, чем политическая культура. Одному и тому же национальному характеру могут соответствовать несколько сменяющихся политических культур. Социальная дифференциация национального характера ввиду его устойчивости проявляется не так часто, как политической культуры. Национальный характер может определить поведение наций в кризисных ситуациях, поскольку под влиянием исторических условий формируются те аспекты национального характера, которые имеют особое значение и могут оказывать решающее воздействие на политику.
По своей сути понятие национальный характер скорее описательное, а не теоретико-аналитическое. Поэтому при анализе политической культуры оно играет вспомогательную роль для выяснения той самой духовно-поведенческой специфичности, которая делает представителей одной нации не похожими на представителей других национ&ть - пых групп.