Автор: Круглова Г.А. | Рік видання: 2009 | Видавець: Минск: Асар | Кількість сторінок: 304
Понятие политического процесса является одним из центральных в курсе политологии и наименее разработанным, что обусловлено его сложностью.
Западная политология при рассмотрении политического процесса впадает в крайности и определяет его сущность либо как деятельность некоего рационального субъекта по достижению определенной цели, либо как совокупность стихийных действий и возникающих в их результате отношений.
В отечественной политической науке наиболее распространенным является следующее определение политического процесса. Политический процесс (в широком смысле слова) — это совокупная деятельность социальных субъектов, посредством которой происходит фор-’ мирование, преобразование и функционирование политической системы общества и политико-властных отношений. В узком смысле политический прогресс может рассШ в одном из следующих
значений: процесс отправления публично-властных правомочий, совокупность действий, направленных на достижение определенных целей, процесс принятия и исполнения политико-управленческих решений и т. д. Первостепенное значение имеет понимание политического процесса в широком смысле.
Политический процесс имеет соответствующую его содержанию внутреннюю структуру, которая включает:
1 • субъект процесса, т. е. реальную власть или ее носителя, которому
I власть делегирована,
! • объект, который должен быть создан или достигнут как цель про-
I цесса,
| • средства, методы, способы, ресурсы процесса, которые использует
I субъект для достижения цели (объекта), которые выступают связующим звеном между субъектом и объектом. Ресурсами политического процесса могут служить его идеальные и материальные основы: наука, знание, технические и финансовые средства, настроения масс (участников процесса), их идеология, состояние об - [ щественных связей и отношений и др.
Для раскрытия содержания политического процесса важно четко различать составляющие его части (стадии), видеть порядок их реализации, существующие между ними взаимозависимости, моменты перехода друг в друга, определять состояние (сотрудничество, борьба
и т. д.) политических отношений, а также иметь четкую и всестороннюю характеристику участников процесса, его пространственно - временное рассмотрение.
Единый целостный политический процесс подразделяется на следующие четыре этапа:
1) конституирование политической системы;
2) воспроизведение компонентов и признаков политической системы;
3) принятие и исполнение политико-управленческих решений;
4) контроль за функционированием и направлением развития политической системы.
Исторически и логически первой стадией политического процесса выступает конституирование политической системы. Можно сказать, что это его основное регулирующее начало, которое позволяет сводить отдельные (частные) политические процессы в единый общегосударственный политический процесс, что делает его последовательным и относительно стабильным. Конституирование политической системы идет непрерывно, постоянно возобновляется и представляет собой практическое воплощение воли людей, своими усилиями создающих эту систему. Возможны различные методы его осуществления: мирные и насильственные.
Создание новой политической системы в результате победы в ходе политической борьбы нуждается в легитимации, т. е. обеспечении поддержки и признании данной политической системы со стороны членов общества. Процесс признания политической системы бывает активным или пассивным, открытым или скрытым, добровольным или вынужденным, прямым или косвенным, осознанным или бессознательным. Но каким бы признание ни было, оно обязательно должно быть. Однако всегда следует помнить, что легитимация определенной политической системы со стороны общества не всегда означает, что данная система выражает интересы большинства. Отсутствие признания политической системы со стороны общества свидетельствует о потере устойчивости данной политической системы. Легитимация политической системы методами насилия, террора себя не оправдывает и имеет весьма короткий промежуток времени. Еще Талейран в свое время подчеркивал: «Со штыками можно сделать все, что угодно, по па них нельзя сидеть».
Конституирование политической системы совершается в соответствии с определенными историческими закономерностями с учетом объективных социально-экономических потребностей общества, а также социально-психологических факторов и сложившейся нормативноценностной системы. После того как конституирование политической системы завершено, она начинает воспроизводить себя, если получает признание и поддержку со стороны общества.
Воспроизводство политической системы —■ это сложное, внутренне противоречивое явление, которое проходит несколько ступеней развития, Главными характеристиками этого этапа являются преемственность и обновляемость основных элементов и механизмов политической системы. Преемственность означает развитие, усовершенствование ранее сложившихся элементов и отношений при сохранении их сущностных характеристик, отражающих суть данного типа политической системы. Обновляемость является существенным дополнением: к предыдущему принципу и предполагает зарождение сс новых черт и свойств. Традиционно воспроизводство политической системы предполагает:
• воссоздание политических отношений и институтов, политических норм и ценностей, знаков, символов, языка, а также субъекта политических отношений со всеми его характеристиками (позициями, поступками, взглядами и т. д.);
• обязательное обновление и совершенствование системы официально-нормативных предписаний, регулирующих поведение участников политического процесса путем пересмотра и уточнения действующей конституции, законодательства и др. нормативноправовых актов, а также путем выборов (перевыборов), ротаций, конкурсов и т. д. представительных учреждений и институтов власти.
Выделяя воспроизводство политической системы в отдельный этап политического процесса, не следует забывать и о том, что элементы воспроизводства присутствуют на всех этапах политического процесса.
Одним из важнейших этапов политического процесса является принятие и исполнение политических решений. Политические решения по своей сути являются выражением политических интересов определенной социальной группы. При принятии политического решения обязательно определяются цель и средства его достижения, связанные с борьбой за власть, распределением, функционированием и реализацией политической власти. При этом вполне возможна ситуация, при которой официальные институты, на первый взгляд, несущие ответственность за процесс принятия решений, на самом деле лишь марионетки, подвергающиеся манипуляциям. В этом смысле всегда необходимо тщательно изучить отношения между носителями политической власти. Поэтому за формальными институтами политической власти, ответственными за принятие решений всегда необходимо искать силы, стоящие за ними, интересы которых выражают принимаемые решения.
Процесс принятия политических решений обычно рассматривают на уровне перспективных целей и уровне частных целей и их претворения в жизнь.
Определение перспективных целей предусматривает широкомасштабные социально-политические преобразования, для чего всегда необходима оценка действующих на политической арене сил, их перспективных интересов, общего хода исторического развития и т. д. Основная сложность реализации политических решений на этом уровне — фактор времени, поскольку результаты принятого решения станут ясны через большой промежуток времени и могут быть позитивными или негативными.
На уровне выдвижения частных целей решаются задачи конкретного этапа развития общества.
Этап разработки, принятия и исполнения политико-управленческих решений закономерно сменяется этапом контроля за состоянием и деятельностью политической системы, которым завершается цикл политического процесса. Можно сказать, что это своеобразная корректировка движения политической системы в соответствии с ее собственными принципами и интересами всех участников политического процесса. Она осуществляется путем сведения к минимуму отклонений данного политического процесса от заданных целей. Контроль за ^функционированием политической системы осуществлястся^цвояко; в форме так называемого профессионального государспгвенного._.копт - роля и контроля снизу, осуществляемого чаще всего с помощью учреждений и институтов контроля государства, но с привлечением к участию в нем широких слоев населения. «Общественный контроль» исполняет роль обратной связи в общем движении всего политического процесса.
И хотя эти два вида контроля имеют весьма существенные различия, их объединяет соционормативный механизм контролирующей деятельности. Его компонентами выступают:
1) критерии оценки политически значимых факторов, которые выражают интересы, формируют систему ценностей определенной социальной группы;
2) процесс их оценивания, определение их значимости, что обычно происходит по схеме «польза — вред», «добро — зло», «справедливое — несправедливое», «приемлемое -— неприемлемое» и т. д.;
3) воздействие субъектов политического процесса на политически значимые факты, санкции. Это практическая реакция людей на определенные факты, направленная либо на стимулирование, поощрение, одобрение, либо на пресечение, устранение, осуждение,
Этап контроля за функционированием политической системы завершает определенный цикл политического процесса. Но политическая жизнь общества представляет собой последовательную смену политических процессов. Поэтому завершение одного цикла означает начало следующего политического процесса.
Исход политического процесса зависит:
• во-первых, от успешного осуществления всех его этапов, соответствия между его элементами, деятельности его субъектов и т. д.;
• во-вторых, от совокупности независимых объективных переменных, среди которых можно назвать сложившиеся условия, внешнее окружение, возникновение непредвиденных неожиданных ситуаций и т. д.
Современные политические процессы характеризуются их рационализацией, демократизацией, повышением профессионализма участников и компетенции руководителей процесса, Развертывание политического процесса осуществляется на фоне политической деятельности.