Автор: Круглова Г.А. | Рік видання: 2009 | Видавець: Минск: Асар | Кількість сторінок: 304
Теоретическое исследование современной системы международных отношений необходимо для выявления (понимания) главных, исторически сложившихся общих закономерностей и процессов.
В. И. Ленин отмечал: «Люди живут в государстве, а каждое государство живет в системе государств, которые относительно друг друга находятся в системе известного политического равновесия», (Полн. собр. соч. Т. 42. С. 59). Изучение данной системы, се развития и функционирования имеет огромное значение для анализа политики, политической власти, политических отношений и т. д.
Методологическим ориентиром для исследования международных проблем неизменно остается вывод В. И. Ленина: «Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет па каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы, А натыкаться слепо на них в каждом частном случае, значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность». (Полн. собр. соч. Т. 15. С. 368). Современная политология исходит из того, что международные отношения отражают базисные и надстроечные отношения внутри государств (как субъектов таких отношений), т. е. это вторичные и третичные отношения, зависящие от производственных отношений.
Международные отношения — совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т. е. между пародами в самом широком смысле этого слова.
Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:
1. Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.
2. Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.
3. Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.
4. Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.
5. Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.
Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).
По вертикали (масштабные уровни):
1. Глобальные международные отношения — это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.
2. Региональные (субрегиональные) отношения — это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.
3. Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно - исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.
По горизонта7« (групповыеуровни):
1, Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т. д.
2. Двухсторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.
Для каждого из этих уровней в системе международных отношений характерно наличие общих черт и специфических различий, которые подчиняются общим и частным закономерностям. Здесь целесообразно выделять отношения внутри одного уровня и отношения между различными уровнями по вертикали и по горизонтали накладывая, их друг на друга.
Для уяснения сущности системы международных отношений огромное значение имеет определение субъектов международных отношений, к которым относятся:
« классы и другие социальные группы,
• государства и государственные объединения,
• политические партии, неправительственные международные организации.
Главное значение имеет государство как определяющее все остальные элементы системы, поскольку оно обладает полнотой и универсальностью политической власти и материальных возможностей и в
его руках сосредоточен экономический и научно-технический потенциал, военная сила и другие рычаги воздействия.
Другие субъекты системы международных отношений имеют меньшую значимость для изменения сущности этой системы. Они скорее играют второстепенную (вспомогательную) роль. Но при определенных условиях могут оказывать и решающее значение на всю систему.
И, наконец, для полного представления о системе международных отношений необходимо выделить виды международных отношений. Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:
1. Политические — играют главенствующую роль, поскольку преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, поскольку в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.
2. Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения груда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими факторами.
3. Идеологические отношения — относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологии в обществе. Но характерна общая тенденция — к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.
4. Международно-правовые отношения предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов.
5. Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.
Создание я дерн ого оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.
6. Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.
Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны:
• политические (правовые, дипломатические, организационные ит. д.);
• экономические (финансовые, торговые, кооперативные и т. д.);
• идеологические (соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т. д.);
• международно-правовые (система общепризнанных принципов и специфических норм, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т. д.));
• военно-стратегические (блоки, союзы и т. д.);
• культурные (гастроли артистов, обмен информацией, выставки ит, д.).
Важнейшим регулятором международных о тношений является международное право„ которое представляет собой совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами. Главными субъектами международного права являются государства, международные организации, нации и народы. Современное международное право существенно отличается от того, которое применялось в прошлом. Его нормы создаются в процессе согласования воли государств, из него исключены такие положения как право победителя, право аннексии, право на контрибуцию и т. п. Устав ООН нормативно закрепил идею сотрудничества государств, что стало основой создания разветвленной системы договорных и иных документов нового поколения.
Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН. К их числу относятся принципы суверенного равенства государств, неприменения силы, нерушимости государственных границ, добрососедского выполнения международных обязательств и др.
Система международных отношений находится в постоянном развитии и совершенствовании, появляются новые виды, уровни отношений, их формы наполняются новым содержанием. Международные отношения находят свое реальное воплощение во внешнеполитической деятельности государств, партий и т. д.