Автора: Муштук О.З., Цыбульская М.В. | Год издания: 1996 | Издатель: Москва: МЭСИ | Количество страниц: 99
Одним из самых широких категориальных понятий в политической науке, дающих системное описание политических явлений и процессов в их тесной взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой, является понятие политической системы. Это понятие более емкое, чем понятие “государственное управление”, поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие “политическая система” включается все то, что имеет отношение к политике.
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Субъекты политической деятельности - классы, нации, другие социальные общности, политические организации, индивиды | Политические отношения в обществе - отношения классов, наций, других социальных общностей, а также личностей - субъектов политических отношений |
Политическая организация общества - политические учреждения, общественные институты, т. е. управляющая часть политической системы | Политическое сознание общества - политические идеологии, мораль, традиции, нормы общественнополитической жизни |
Политическая система предстает как суперсложная система, которая в качестве ее образующих структурных элементов включает ряд подсистем, которые в свою очередь являются сложными системами:
• институциональной (государство и его органы, политические партии и группы давления, средства массовой информации, церковь и др.);
• нормативной (социально-политические нормы правового и неправового характера, политические традиции и ритуалы и т. д.);
• коммуникативной (всевозможные формы взаимодействия как внутри системы (например, партии - государство, группы давления - партии и пр.), так и между политической системой и экономической сферой, а также между политической системой одной страны и политическими системами других стран);
• функциональной (динамика политической жизнедеятельности, совокупность средств и методов осуществления власти).
Политическую систему необходимо изучать как совокупность политических взаимодействий, наблюдаемых в данном обществе, как погруженную в среду и реагирующую на ее воздействия. В ней есть то, что ее питает, и то, что она производит.
Различают два типа входа в политическую систему: требования и поддержка. Они должны постоянно поступать в систему, в противном случае она перестанет функционировать из-за “недогрузки”. Но вместе с тем они являются потенциальными источниками ее напряженности и должны быть управляемы. Чрезмерные требования по отношению к способности системы производить соответствующие результаты (т. е. распределение ценностей) могут привести к ее перегрузке или к потенциальному застою. Высокий уровень поддержки весьма желателен для системы, но если в силу внешних причин она не сможет удовлетворить требования, то лишается поддержки и основ самосохранения.
О диапазоне и многообразии требований, поступающих в систему, можно судить по нижеследующей классификации:
• требования, касающиеся распределения благ и услуг (требование принятия законов о заработной плате и о рабочем времени, о расширении возможностей образования, улучшении работы транспорта и т. д.);
• требования связанные с регулированием поведения (обеспечение общественной безопасности, контроль за рынками, законодательные нормы в области брака, здравоохранения, улучшение санитарных условий и т. д.);
• требования в сфере коммуникации и информации (утверждение соответствующих норм, информация о целях политики со стороны тех, кто ее вырабатывает, демонстрация силы и могущества политической системы в период опасности или во время торжеств и т. д.).
Поддержка группируется по следующим направлениям:
• материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например, труд на общественных началах или воинская служба);
• соблюдение законов и директив;
• участие в политической жизни (голосование, политические дискуссия, другие формы);
• внимание к официальной информации, почтительное отношение или уважение к власти, государственной символике и официальным церемониям.
Функции выхода охватывают прежде всего то, что называется правительственными функциями и представляют собой реакцию системы на поступающие в нее запросы и требования. Обычно выделяют три основные функции:
• нормотворчества (разработка законов, фактически опреде-ляющих правовые формы поведения людей и групп в обществе);
• “применения правил” (приведение законов в действие);
• “контроля за соблюдением правил” (интерпретация законов и действия с целью определения фактов нарушения этих правил и наложение соответствующего наказания).
Более подробно основные функции политической системы представлены на нижеследующей схеме:
Главное назначение политической системы - руководство и управление общественными делами. Во всем многообразии своих структурных элементов и функций политическая система выступает средством социальной интеграции и сдерживания деструктивного влияния социальных различий на функционирование общественного организма как противоречивого, но единого целого.
Результативность и эффективность политической системы напрямую зависят от пяти главных способностей;
• регулирующей (управление, координация поведения индивидов и групп);
• экстракционной (“добывание” из внутренней и внешней среды необходимых для функционирования ресурсов);
• дистрибутивной (распределение благ и услуг, знаков отличия и т. д.);
• реагирующей (адекватные “ответы” на импульсы среды, особенно на требования со стороны граждан и отдельных групп);
• символизирующей (поддержание и усиление легитимности с помощью средств идеологического воздействия).