Автора: Железняков А.С., Яхимович З.П. | Год издания: 2010 | Издатель: Москва: Институт социологии РАН | Количество страниц: 215
Понятие Европы сформировалось и претерпело существенные изменения на протяжении двух с половиной тысячелетий мировой истории. В его трансформации немалую роль сыграли основные фазы генезиса и эволюции собственно европейской цивилизации в ее сложных взаимоотношениях с судьбами Средиземноморья, африканского континента, Атлантики и Западного полушария, а также необъятного мира «Востока» в лице многочисленных народов, культур, государств Евразии и Океании. Будучи в период так называемого «осевого времени» (по К. Ясперсу) за полтысячелетия до рождества Христова одним из локальных очагов и «ядер» нарождавшегося с немалыми превратностями, в сложнейших и весьма многообразных природных и социобиологических условиях, человеческого социума, европейская цивилизация за последующие два с половиной тысячелетия вместила опыт становления, расцвета и гибели античного мира и эпохи Средневековья, Реформации и Просвещения, открывших путь Модерну с его постоянными пре-вращениями и переходом на исходе ХХ века, по мере его исчерпания, по мнению ряда интеллектуальных авторитетов, к Постмодерну и даже Постпостмодерну. В этом новом качестве она переживает вместе со всем претерпевшим качественные изменения мировым сообществом новую переходную эпоху, сталкиваясь с как с собственными проблемами и дилеммами, так и с вызовами и рисками трансформирующегося и все более сложноструктурированного мирового социума. Рассмотреть некоторые аспекты евростроительства и эволюции Евросоюза в 2000-х годах является целью данного очерка.
* * *
Взаимодействие европейских государств и народов с иными цивилизационными и культурными мирами на разных исторических стадиях развития было весьма противоречиво. Творческое осмысление их опыта сопрягалось сплошь и рядом с военно-политической, экономической, социокультурной и духовной экспансией. Так, в частности, происходило в течение XVI — первой половины ХХ веков, в эпоху становления и функционирования системы колониализма, включившей в свою орбиту в разные времена территории Западного полушария, африканского континента, обширный мир Азии и Океании. Но и тогда нещадная эксплуатация их людских, материальных и духовных ресурсов совмещалась с распространением по миру достижений экономического, научно-технического и интеллектуального прогресса. Именно таким путем Европа сыграла роль центра («ядра») и локомотива мировой цивилизации. Вместе с тем она во многом несла ответственность за формирование таких феноменов как колониализм, милитаризм, потребительское отношение к природной среде, равно как несостыкованность различных факторов развития — экономических и социальных, научно - технических и гуманитарных, усложнявших и ее собственную эволюцию и мировое развитие.
Преобразуя и преумножая во внутренних борениях и активных взаимодействиях с символически интерпретируемым Востоком как синонимом варварства, собственную цивилизационную идентичность, Европа вместе с тем модифицировала самосознание своих географических, исторических и новообретенных границ с миром Евразии, Средиземноморья и африканского континента, а также с Атлантикой и Западным полушарием. Европоцентризм в его различных версиях и проявлениях пронизывал наиболее значительные сегменты научной мысли, в особенности социальной, политической, гуманитарной. Одновременно в его рамках формировались общецивилизационные критерии прогресса, основы понятия прав человека — гражданских, социальных, личностных, а также осмысливались перспективы их развития и обогащения. Шел поиск оптимальных форм организации государственных и общественных институтов, прокладывались новые пути взаимоотношений с природным миром планеты Земля во всех его многообразных проявлениях. Именно в Европе рождалось само понятие цивилизации и цивилизованности как таковых в их универсальном, общепланетарном значении и цивилизаций как особых общностей, — проблематика, которая особенно актуализировалась и в российском и мировом обществоведении в последние десятилетия[126]. Наряду с оформлением основных качеств европейской цивилизации шел процесс оформления системы европейских ценностей, — то, что уже в начале XIX века, по определению одного из выдающихся российских мыслителей П. Я. Чаадаева, сформировало атмосферу Запада, физиологию европейского человека и составило преемственное идейное наследие европейских народов
— идеи долга, справедливости, права, порядка[127].
Тем не менее европейская общественно - политическая мысль — светская и конфессиональная, элитарная и массовая, традиционалистская, модернистская и постмодернистская — неоднократно претерпевала серьезные зигзаги между оптимизмом и пессимизмом. Надежды на новое возрождение Европы даже в наиболее драматичные для нее времена и испытания перемежались с тягостным осознанием возможного ее заката и неотвратимости утраты принадлежавшей ей на протяжении нескольких веков ведущей геополитической, геоэкономической и цивилизационной роли. Не в последнюю очередь это было обусловлено острой междоусобной борьбой населявших Европу народов и сложившихся к исходу средневековья — к новому времени национальных государств и империй за территории, сферы влияния, торговые пути и выгодные военно-стратегические рубежи, за ведущие позиции в системе международных отношений. Она усугублялась конфессиональным, этно - национальным и историко-культурным многообразием народов и социумов, обреченных на совместное далеко не мирное сосуществование. Весьма правомерно крупный знаток европейской истории и культуры Ю. И. Рубинский обращал внимание на то, что общность черт европейской цивилизации сочеталась с обилием представленных в ее рамках национально- культурных компонентов с ярко выраженными особенностями языка, менталитета, нравов, образа жизни и исторического опыта. А это оказалось чревато совмещением центробежных и центростремительных векторов развития. Такая двойственность до сих пор проявляется в процессе выстраивания и реализации европейского интеграционного проекта, обусловливая его триумфы и кризисы, затрудняя складывание вожделенной поборниками единства Европы общеевропейской идентичности.
Тем большее значение для государств — членов оформившегося организационно в 1992 году Европейского союза имеют официально провозглашенные в его программных документах и принятые в качестве общекоммунитарных основ ценности. Следование им рассматривается как своего рода скрепа и важное условие плодотворного европейского строительства, непременное качество членов интеграционного процесса. «Европейский Союз основан на ценностях, которые мы все разделяем — уважении к правам человека, свободе, справедливости, демократии и господстве закона — ценностях, постепенно развивавшихся на протяжении веков и во многом обязанных христианской традиции и Просвещению. Успех европейской интеграции будет всегда уходить своими корнями в эти ценности»,
— подчеркивала канцлер ФРГ Ангела Меркель перед вступлением в обязанности председателя ЕС в первой половине 2007 года[128]. Аналогичная оценка приоритета ценностных ориентиров дается во многих программных документах Евросоюза, представителей руководящих инстанций, в средствах СМИ, в трудах авторитетных европейских мыслителей различных политических и идейных направлений. Характерны в этом отношении размышления видного комментатора «DW—World. de deutsche-welle» Инго Маннтойфеля, высказанные им в марте 2009 года в связи с выстраиванием взаимоотношений Евросоюза с государствами Центральной Азии. Он подчеркивал, что при взаимной общей заинтересованности в развитии экономических отношений серьезным препятствием в сфере политической является то, что «с точки зрения Запада, государства Центральной Азии нельзя назвать демократическими и правовыми... Проблема в том, что европейцы просто не могут оценивать весь остальной мир иначе, чем руководствуясь своими ценностями. Со времен Французской революции в Европе на протяжении многих десятилетий завоевывали себе место всеобщие, универсальные, неотчуждаемые права человека в качестве основополагающих ценностей. Они стали базой для таких важных документов, как Всеобщая декларация прав человека ООН, договор ОБСЕ и конституции европейских государств. Столь широкое их распространение не случайно, универсальность стала базой европейских ценностей, но не только. С европейской точки зрения, эти ценности одинаково важны для всех людей». Он признавал, что соблюдение прав человека — непростая задача и что политическую культуру одного общества, крепнувшую на протяжении веков, не пересадить в короткий срок на почву другого общества. Мало зафиксировать их в конституции. Права и свободы человека и гражданина призваны быть четким ориентиром. «Данные ценности — это идеал. Стремиться к их соблюдению — большая цель, которая в каждой исторической ситуации и политическом контексте приобретают конкретные очертания. Это справедливо и для Европы, где ведутся острые дискуссии и споры о правах человека»[129]. Такой подход к признанию общности ценностных ориентиров во многом обуславливает трудности во взаимоотношениях Евросоюза с Россией — «другой Европой», по определению директора Московского центра Карнеги авторитетного аналитика В. Я. Тренина. Он усугубляется современными колебаниями инициаторов интеграционного проекта между идеями «Большой Европы» (без России или в партнерстве с ней) и новой версией евроатлантизма в рамках все чаще декларируемой евроатлантической цивилизации.
Серьезным испытанием для европейской и складывавшейся рывками, через поступательное движение и инверсионные отступления, мировой ци-вилизации в ХХ столетии стали трагедии двух мировых войн и войны холодной, с присущим им опробованием в мировом масштабе военно-силовых методов решения национальных и государственных, социальных и экономических, геостратегических, геополитических и геоэкономи- ческих проблем. Их совокупный опыт и последствия, осложненные мировоззренческими и идеологическими факторами, стереотипами и представлениями об оптимальных путях и методах прогресса и развития, продолжают до сих пор оказывать немалое влияние на представления о прошлом, настоящем и будущем различных сегментов мирового сообщества. Не был от них свободен и опыт создания двух различных по методам и степени эффективности проектов интеграции в разделенной по окончании второй мировой войны «железным занавесом» Европы, а также интеграционный процесс в рамках Евросоюза в 1992 — 2009 годах.
Западный интеграционный проект начинался в виде т. н. «малой Европы» в 40- 50—х годах XX столетия с инициативы о сотрудничестве и создании «Общего рынка» шестью западными государствами (Францией, Западной Германией, с мая 1949 года — ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом). Он складывался, эволюционировал и расширялся под аккомпанемент развертывавшегося процесса деколонизации, оформления НАТО и упрочения гегемонии в рамках западного мира, в особенности, в Западной Европе Соединенных штатов Америки. Налицо было также соперничество «Общего рынка», главной осью которого было примирение и сотрудничество старых противников и конкурентов — Франции и Германии, с оформившейся под эгидой Великобритании Европейской ассоциацией свободной торговли. Состоявшийся в 1948 году в Гааге Европейский конгресс в немалой степени способствовал возрождению идеи европеизма, сформировавшейся в XVIII - XIX вв. и актуализировавшейся в межвоенный период 20 — 30-х годов XX века, а затем по окончании Второй мировой войны. Под его непосредственным влиянием в 1949 году возник Совет Европы, в состав которого вошло тогда десять государств Западной Европы согласно терминологии времен холодной войны. (С тех пор число его участников превысило полсотни государств, включая Россию и другие постсоветские государства, вошедшие в него после распада СССР параллельно с оформлением или переоформлением их членства в ООН). Эстафету поборников европеизма приняло созданное в 1958 Европейское экономическое сообщество — предтеча Евросоюза.
Одновременно с этим получила развитие концепция евроатлантического сообщества. Ее формированию в немалой мере способствовало обоснование принципов атлантизма в так называемой Атлантической хартии, принятой в разгар развертывавшейся Второй мировой войны Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем 14 августа 1941 года. Выражая решимость бороться во имя уничтожения нацистской тирании, они подчеркивали стремление к установлению такого мира, «который даст возможность всем странам жить в безопасности на своей территории, а также обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная страха, ни нужды». Декларировалось уважение права всех народов избирать себе форму правления, при которой они хотят жить, а также восстановление суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем. Звучала мысль о доступе всех стран — великих или малых, победителей или побежденных — к мировой торговле и к мировым сырьевым источникам, необходимым для их экономического процветания, о свободе мореплавания, о необходимости сотрудничества всех стран в экономической области с целью обеспечения для всех более высокого уровня жизни, экономического развития и социального обеспечения. Подчеркивалась приверженность лидеров двух стран идеям всеобщей безопасности и избавлению от бремени вооружений[130].
В Декларации правительства СССР 24 сентября 1941 года на Лондонской конференции стран антигитлеровской коалиции была выражена солидарность с положениями Атлантической хартии с оговоркой, что практическое их применение неизбежно должно будет сообразовываться с обстоятельствами, нуждами и историческими соображениями той или другой страны[131]. Нельзя не отметить, что ряд положений Атлантической хартии, направленных своим острием против национал — социализма и фашистского «нового порядка», получил дальнейшее развитие в программных документах стран антигитлеровской коалиции, принятых ее лидерами — «Большой тройкой» — в Тегеране, Ялте, Потсдаме. В своей совокупности они предопределили структуру послевоенного мира, а также разработанные на условиях консенсуса ведущими государствами антигитлеровской и антияпонской коалиции программные и уставные документы ООН.
Но уже в 1946 году после знаменитой речи в Фултоне У. Черчилля главным острием атлантизма стало противодействие Советскому Союзу и исходившей от него «коммунистической угрозе» свободному миру, истолкованной как худшая разновидность тоталитаризма даже по сравнению с нацизмом и японским милитаризмом. Процесс эволюции западноевропейской интеграции шел наряду с становлением евроатлантического сообщества под знаком ценностей и стандартов западной цивилизации. Он изначально был подкреплен широкими политическими, институциональными, экономическими и финансовыми контактами Западной Европы (по терминологии времен холодной войны) с США. Заокеанская держава, вышедшая в наиболее благополучном состоянии из Второй мировой войны, взяла на себя в ходе и по окончании войны роль дирижера западного мира в его противостоянии коммунистическому блоку и прежде всего — СССР. Одной из важных структур транс - атлантизма стал наряду с рядом финансовых институтов военно — политический союз НАТО, оформившийся 4 апреля 1949 года. Членами его стали первоначально 12 стран — США, Канада и десять государств Западной Европы[132]. В 1952 году к ним присоединились Греция и Турция, в 1955 году- ФРГ, а в 1982 году — Испания. К 1989 году число членов НАТО возросло до 16, из них 12 являлись одновременно членами Европейского экономического сообщества.
В противовес евроатлантическому сообществу, сохранявшемуся в видоизмененном виде вплоть до конца холодной войны к востоку от железного занавеса под эгидой СССР происходил на базе советской (сталинистской) модели развития процесс становления «социалистического содружества». Его институциональными и правовыми «скрепами» вплоть до кризисных 80 — х — начала 90 — х годов были СЭВ, Варшавский договор и комплекс двусторонних и многосторонних договоров, соглашений, совместных проектов, инициировавших политическую, экономическую, научно-техническую, культурную взаимосвязь представленных в «социалистическом содружестве» государств.
Ни тот, ни другой из этих интеграционных проектов не были свободны от духа «холод ной войны». Процесс «преодоления» — сведения счетов с нацизмом, фашизмом и японским милитаризмом на Западе и Востоке, был осложнен в первые послевоенные десятилетия трудным расставанием целого ряда западноевропейских стран с институтами имперства и колониализма, с унаследованными от довоенных и военных времен авторитарными и диктаторскими режимами (франкизм в Испании, салазаровский режим в Португалии, режим «черных полковников» в Греции). Он шел параллельно с начинавшимся XX съездом КПСС и шедшим весьма затрудненно и противоречиво процессом десталинизации внутри СССР и привнесением определенных новаций в унаследованные от 20-х — 50-х годов мировоззренческие представления, догматы и стереотипы о путях общественного и мирового развития. Новый импульс этим процессам придала горбачевская перестройка 1985-1991 гг.
Судьбы расколотой на части Европы (равно как Германии) были обременены угрозой ядерного Xолокоста как следствием военного противостояния и взаимного сдерживания двух сверхдержав. Лишь у немногих мыслителей типа А. Эйнштейна и А. Д. Сахарова, идеологов западной социал-демократии и М. С. Горбачева, представителей Движения неприсоединения с его знаменитыми принципами мирного сосуществования, получившими отклик в работе ряда органов ООН и ЮНЕСКО, в трудах Римского клуба и в других подобных инициативах зарождалось осознание важности общечеловеческих, общепланетарных интересов. Шел интеллектуальный поиск иных, конвергентных форм взаимоотношений «Запада» и «Востока» в интересах мира и развития.
Процесс разрядки и решения Xельсинкской конференции 1975 гг. сыграли немалую роль в разработке некоторых основополагающих принципов безопасности Европы и путей преодоления ее раскола. Они дали новый импульс активизации западных концепций европеизма в его неоконсервативных, неолиберальных, либерально-демократических, социал - демократических и социалистических версиях. Уже в 50-х — 80-х годах оживленно дебатировались судьбы и перспективы интеграционного процесса в Западной, по терминологии времен биполярного мира, Европе. Предметом дискуссий вплоть до размонтирования институтов холодной войны и биполярного миропорядка оставался вопрос о соотношении таких его аспектов, как социально- экономический, политический и военно - политический. Соответственно фигурировали оптимальные проекты создания на основе федеральных принципов Европейского союза с едиными наднациональными органами и институтами наряду с достаточно сильными позициями сторонников сосредоточения главных приоритетных задач на развитии и углублении «Общего рынка». Одним из первых программных документов, определявшим концепцию Европейского союза, а также задачи и приоритеты интеграционного процесса, переживавшего немалые трудности в связи с энергетическим кризисом 70-х годов, стал опубликованный в январе 1976 года доклад «О Европейском союзе», подготовленный страстным «европеистом», бывшим в то время премьер — министром Бельгии, Л. Тиндемансом. В нем шла речь о том, чтобы «интегрировать политику государств — членов сообщества не только в экономической и финансовой сферах, но и в области внешних сношений и обороны». Предлагался путь слияния воедино всех созданных к этому времени Европейских сообществ (ЕЭС, Евроатома, Западноевропейского союза — ЗЕС) и упрочения его руководящих органов. В частности, на Европейский совет в составе глав государств и правительств государств — членов сообщества предполагалось возложить задачи выработки общих решений, касавшихся союза и интеграционного процесса. Предлагалось, как это и было сделано в дальнейшем, расширить функции Европейской комиссии и ее главы- председателя, а также повысить значение европейского парламента. Если ранее он состоял из числа делегированных в состав Страсбургской ассамблеи депутатов национальных парламентов, то с 1979 года он, как и предлагали помимо Тиндеманса и другие европеисты, стал избираться прямым голосованием гражданами стран- членов сообщества в соответствии с определенной квотой мест на каждую из них.
Важной фазой развития европейского интеграционного проекта стали последние годы холодной войны и 90-е годы, когда закладывались основы постбиполярного миропорядка и принципы функционирования новой, не разделенной блоками Европы. Как известно, именно М. С. Горбачевым в процессе его диалога с Западом во времена перестройки был выдвинут план Большой Европы от Ванкувера до Владивостока как цели сотворчества стран - участниц Хельсинкского соглашения, где вместе с США и Канадой по ту сторону Атлантики должны были участвовать и западноевропейские страны и страны «социалистического содружества» вместе с со всем пространством СССР и представленных в нем республик. Именно в 1989—1991 годах были рядом международных документов определены принципы «новой Европы» и базовые основы функционирования ОБСЕ (с 1996 года СБСЕ). Была подчеркнута роль ОБСЕ (СБСЕ) как уникального форума для ведения переговоров по проблемам безопасности и стабильности, включая их политические, военные, экономические и экологические компоненты, а также принципы соблюдения прав человека.
Однако падение Берлинской стены и последовавший за этим распад «социалистического содружества» и СССР принципиально изменили геополитические условия решения сотрудничества Европы и путей обеспечения ее безопасности, равно как и перспективы западноевропейского интеграционного процесса. В 1992 году был принят договор о ДОВСЕ, который фиксировал принципы нерушимости всех границ, отказ от территориальных претензий, признание гарантий прав этнических и национальных общин. Новые члены ОБСЕ / СБСЕ брали на себя в полном объеме все обязательства, вытекавшие из Хельсинкского Заключительного акта, Парижской хартии для новой Европы, а также остальных документов СБСЕ. Тогда же была создана Парламентская ассамблея Совета Европы. За СБСЕ была признана особая роль в деле сотрудничества с взаимодополняющими европейскими и трансатлантическими организациями — такими как Организация Североатлантического договора (НАТО), Западноевропейский союз, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития, Европейская экономическая комиссия ООН[133].
В свою очередь в эти же годы разрабатывались и уточнялись принципы и направления преобразований Североатлантического союза. Уже на сессии в Лондоне 5—6 июня 1990 года было подчеркнуто, что в преддверии пятого десятилетия своего существования и в новом столетии он должен продолжать обеспечивать общую оборону, продлить состояние мира, как это он делал на протяжении сорока лет своего существования, но вместе с тем быть «носителем перемен». Подчеркивалась решимость укреплять политический компонент союза, а также намерение содействовать созданию структур более единого европейского континента, поддерживая безопасность и стабильность, принципы демократии, права человека, и содействуя мирному урегулированию конфликтов. Декларировалось, что НАТО будет оставаться оборонительным союзом и что он никогда ни при каких обстоятельствах не станет применять силу первым. Звучало заверение, что объединенная
Германия в составе Североатлантического союза свободных демократических стран и участвующая в возрастающей политической и экономической интеграции Европейского сообщества будет незаменимым фактором стабильности, необходимом в центре Европы (курсив мой. — З. Я.)».
Подчеркивалось, что в новой Европе безопасность каждого государства неразрывно связана с безопасностью его соседей, выражалась решимость «создавать новые партнерства со всеми государствами Европы». «Атлантическое сообщество должно повернуться к странам Востока, которые были нашими противниками в холодной войне, и протянуть им руку дружбы»[134]. Уже тогда была выражена готовность всемерной поддержки реформ, начатых «бархатными революциями» в государствах Центральной и Восточной Европы, с тем, чтобы создать в них демократические системы правления на основе закона и уважения прав человека, и поддержать их «усилия, направленные на создание современной конкурентноспособной экономики с ориентацией на рынок». «Мы убеждены,- указывалось в документах Лондонской сессии НАТО, — в том, что несмотря на имеющиеся трудности переходного периода, только на таких основаниях можно осуществить законные чаяния народов этих государств и во все большей степени преодолевать опасные различия в уровнях экономического развития». Как заметил З. Бжезинский, именно НАТО стал политическим каркасом для предстоявшего вовлечения постсо-циалистических государств Центральной и Юго-Восточной Европы в западное цивилизационное пространство. Принципиально важным для европейского интеграционного проекта было одобрение США и НАТО движения в Европейском сообществе к политическому союзу, включающего развитие европейского компонента в области безопасности. Указывалось, что такое развитие европейского сообщества будет соответствовать североатлантической солидарности и созданию справедливого и прочного порядка мира во всей Европе. Подчеркивалось признание общих ценностей и идеалов, основанных на свободе, демократии, правах человека и правопорядке. Подчеркивался курс на новую европейскую структуру безопасности, «в рамках которой НАТО, СБСЕ, Европейское сообщество, Западноевропейский союз и Совет Европы взаимно дополняют друг друга»[135].
Именно под знаком сохранения и развития принципов евроатлантической солидарности и взаимодействия в 90-х годах XX столетия был открыт начиная с 1992 года — времени заключения Маастрихтского договора — новый этап евростроительства. Речь шла о развитии интеграционного процесса сразу в нескольких направлениях — как политического, социально- экономического, социокультурного, правового проекта и курса на создание в его новых расширенных рамках единого рынка, подкрепленного Валютным союзом, а также безвизового пространства на базе Шенгенских соглашений[136]. Подводя итог опыту евростроительства в 90-х годах, российские аналитики в массе своей высоко оценивали европейский проект и развитие Евросоюза как уникальный эксперимент, пролагавший пути новым принципам мироустройства и поучительный образец для России, вставшей в 1991-1993 годах на путь демократического развития. Таковы были оценки многих авторитетных российский аналитиков, особенно при подведении итогов десятилетия функционирования Евросоюза в новом его регламенте, институциональном обрамлении и выстраивании его политики по целому ряду направлений.
«Строительство Европы, — по справедливой констатации С. В. Погорельской в 2003 году, — представляет собой гигантский эксперимент, до сих пор необычайно утешный. Причина этого успеха заключалась, не в последнюю очередь, в полифоничности «европейской идеи», в разнообразии подходов к будущему Европы, в «незаконченности» проекта. Европейское единство развивалось в дискуссиях; незавершенность процесса открывала качественно новые перспективы»[137]. В разные периоды становления и функционирования европейского сообщества были опробованы и наложили немалый отпечаток на его институты, структуры и пути государственного и общественного развития такие концепции как «Европа регионов», «Европа народов», «Европа граждан». В трансформированном виде до сих пор пользуется популярностью формула Ш. Де Голля, ратовавшего за «Европу реальностей, то есть наций и государств». Так, В. Жискар д’Эстен, возглавлявший работу конституционного конвента в 2001—2003 годах, в ходе его отстаивал идею союза, совмещающего мощные наднациональные институты с множеством национальных государства (Ипш т pluribus). Сохраняет силу до сих пор концепция «Федерации национальных государств», одним из убежденных сторонников которой был во второй половине ХХ столетия страстный антифашист и европеист А. Спинелли, а в начале ХХ1 века идеолог зеленых — И. Фишер. В противовес им поборниками либерализма, такими, как Р. Дарендорф, В. Клаус и другими, вплоть до последнего времени европейское сообщество мыслилось в виде формы межгосударственного объединения, действующего на основе единого рынка, свободной конкуренции и опоры на массовое потребление. Каждая из этих концепций привносила свой вклад в оформление соответствующих инстанций в рамках институциональных структур, воздействовала на определение бюджета Евросоюза, определяла умонастроения брюссельской администрации и европарламентариев.
Как уже приходилось констатировать ранее[138], интеграционный процесс в течение 90-х годов ХХ в. способствовал конституированию европейского Валютного союза, формированию и введению в оборот новой валюты — евро. Был создан Центральный европейский банк и действующие под его эгидой независимые от правительств национальные банки стран, вошедших в т. н. «Евроленд». Евро стала использоваться с 1999 г. в международных расчетах, а затем с начала 2000-х годов в качестве единственной валюты в странах, вошедших в Валютный союз. Первоначально в состав Евроленда вошло 12 стран (к настоящему времени их число возросло по последним данным до 16). Условием членства в Валютном союзе стало соответствие принятому в 1997 году Пакту стабильности и сплочения. Им предусматривались санкции со стороны Еврокомиссии в случае нарушения членами ЕС Маастрихтских условий (сохранения в определенных рамках инфляции — не выше 3%, дефицита бюджета и внешней задолженности соответственно не выше 30 и 60%).
Продолжались поиски эффективной региональной политики возрос-шего к 1995 году Евросоюза за счет включения в его состав Швеции, Финляндии и Австрии до 15 субъектов. По инициативе ФРГ, убежденной поборницы «Европы регионов», принципа субсидиарно сти и федеральных принципов ЕС, было предложено активизировать роль регионов как в масштабах стран — членов ЕС, так и на транснациональном уровне. Уже в 1985 году по инициативе ФРГ Совет Европы принял «Европейскую хартию о местном самоуправлении», в 1988 и 1991 гг. — «Xартию сообщества по проблемам регионализации» и «Xартию регионов Сообщества». В документах подчеркивалось, что регион является не только оперативным органом управления, но и институциональной тканью Сообщества. В декабре 1991 года был создан Комитет регионов с правом политической инициативы в рамках сообщества — консультативный орган из представителей региональных структур и местных автономий, призванный координировать деятельность регионов на общеевропейском уровне. Был создан и активно функционирует Региональный фонд, призванный облегчить развитие проблемных регионов.
Нельзя не отметить, что в 70 — 80-х годах с помощью региональной политики решалась по преимуществу задача оптимизации развития индустриальных регионов, укрепления связи между ними и отстающими в промышленном отношении территориями, а также создания полюсов развития в сельскохозяйственных регионах. Такая политика сообщества дала позитивный эффект по отношению к южным странам (Испании, Португалии, Греции), а также Ирландии, заметно отстававшим в своем экономическом развитии от других континентальных стран Евросоюза. Курс на регионализацию и широкая пропаганда в рамках Евросоюза федеральных принципов содействовали административным реформам и созданию регионов во Франции, Испании, Италии и ряде других стран, а также переходу от централизованных систем управления в ряде стран к федерализации, автономизации, деволюции, как это имело место в Италии, Испании, Франции, Великобритании, Бельгии.
Это повлекло за собой определенную перестройку партийно-политических систем в этих странах и сказалось на достаточно сложных процессах локального, регионального и этнонационального характера. С этим связано развертывающаяся до сих пор система финансирования регионов, урегулирование налогообложения центра и регионов, а также систем местного самоуправления и т. п. Как выявилось позднее, способствуя децентрализации бюрократических структур, курс на регионализацию обусловил активизацию автономистских и сепаратистских настроений в ряде стран и регионах, стимулируя проявления партикуляризма, локализма. Вместе с тем вмешательство сначала ЕЭС, а затем Евросоюза в социально - экономическую и региональную политику и административный контроль Еврокомиссии, постоянно расширявшей круг своих полномочий, способствовал повышению уровня евроскептических настроений и проявлениям национализма как в странах, начинавших евростроительство, так и в новых государствах, включавшихся в этот процесс.
* * *
Вместе с тем активное европейское строительство протекало под заметным влиянием рыночной идеологии и политики. Это усложняло соотношение вектора демократического развития Евросоюза в политических аспектах с новыми экономическими императивами и интересами набиравших силу бизнес — структур и деловых кругов представленных в Евросоюзе государств. Как отметила внимательный аналитик европейской проблематики И. С. Семененко, уже в 90-х годах XX в. — начале 2000-х годов выявилось определенное несовпадение политической рациональности с экономической рациональностью. Заметно возросла роль бизнеса в основном объеме законодательного регулирования Евросоюза (до 60% общего объема). Запросы бизнеса, оформленного от имени многочисленных ассоциаций и других структур, стали активно влиять на формирование повестки дня европейского строительства наряду с другими организациями — потребителей, экологов, представителей неформального, т. н. третьего сектора[139]. Семененко одна из первых среди отечественных экспертов обратила внимание на то, что ввиду усложненной конструкции и многофункциональности Евросоюза там возможно применение новейших политологических концепций
0 сетевых системах управления.
Эта тема занимает все более пристальное внимание зарубежных и отечественных исследователей, особенно в связи с происшедшей за последнее время трансформацией институциональных структур Евросоюза согласно вошедшему в силу в конце 2009 года Лиссабонскому договору[140].
«В рамках Евросоюза, — подчеркивает М. В. Стрижева, видный аналитик евростроительства, — воедино связаны многие компетенции, большинство его отраслевых и прочих политик имеет общую, объединенную юрисдикцию, тогда как в других больших регионах они могут быть отнесены к разнообразным, взаимно налагающимся и функционально специфичным юрисдикциям и международным режимам... В сущности, вопрос распределения полномочий в ЕС гораздо сложнее, чем это видится федералистам. Европейский союз не является государством в том смысле, что он не обладает всей полнотой власти. Тем не менее это хорошо организованное экономическое, общественное и политическое пространство, где проводится квазигосударственная политика, имеют место попытки сконструировать определенную идентичность и демократизировать систему принятия решений»[141]. Понятие пространства интеграции, сплочения, развития и безопасности, сформулированное в программных документах Евросоюза в 90-х годах, стало обретать реальность, хотя сами инициаторы интеграционного процесса, определяя эти задачи в 90-х годах в Маастрихтском, Амстердамском и Лиссабонском договорах, подчеркивали, что процесс взаимодействия и сплочения в рамках интеграционного проекта его участников потребует немало сил и времени. Характерно, что при разработке планов расширения партнерства между ЕС и Российской Федерацией в 2001—2005 годах была избрана структура «Дорожных карт». нацеливавших на создание общих пространств, соответствующих четырем сферам взаимодействия. Речь шла о создании общего экономического пространства, общего пространства свободы, безопасности и правосудия, общего пространства внешней безопасности и общего пространства науки, образования и культуры. Правда, критики этих достаточно неконкретных договоренностей, которые не обрели до последнего времени должных механизмов и желания к их воплощению, обращают внимание на присущую этим соглашениям «дискурсивную стратегию неопределенности» во взаимоотношениях ЕС и РФ, свидетельствовавшей о дефиците стратегического видения у обеих сторон[142]. Вместе с тем нельзя не отметить, что понятие пространства применительно к государствам, интеграционным процессам, глобализирующемуся миру все более широко используется при описании процессов и уровней — социальных, правовых, государственных и иных политологами, социологами, правоведами, геополитиками.
За истекшее со времени падения Берлинской стены двадцатилетие заметно возрос перечень т. н. коммунитарных ценностей. особенно при решении вопроса о приеме новых членов. Они накапливались, суммировались и реализовались в различной степени институциональным оформлением, бюджетными механизмами. Ряд из них сложился благодаря многолетним традициям притирки государств и обществ к интеграционным реалиям, Другие формулировались в программных решениях, принимаемых различными инстанциями Евросоюза, в том числе составов и аппаратом Еврокомиссии и большого штата сотрудников аппарата — т. н. брюссельской бюрократии. Интеграционные процессы на протяжении их 60-летней истории, отмеченной в 2008 году, прошли ряд фаз и стадий, обретая с каждой из них собственную логику, функции, механизмы и традиции. Они находятся в серьезной зависимости от участвующих в них субъектов — государств, народов и присущих им культур, от меры их готовности к совместным действиям. Большое влияние на них оказывали и оказывают серьезные социально-экономические преобразования под воздействием позднеиндустриального общества и нового соотношения сил капитала и труда в условиях начавшегося становления информационного, высокотехнологического общества. С 1989 года на них все более серьезно воздействовала эволюция постбиполярного мира с характерными для него процессами глобализации и трансформации мировой экономики. Торжество неолиберализма в двух его версиях — социально-либеральной и консервативной — развертывалось в европейских странах при активном взаимодействии и соперничестве трех основных сил — христианской демократии и других консервативных сил, либералов и социал-демократии, а также различных ответвлений от этих направлений — правых, центристских, левых, парламентских и внепарламентских.
Острое противоборство их усложнилось по мере включения в процесс интеграции (европеизации, как было принято называть этот процесс до 90-х годов) в ряды союза стран Южной Европы и Средиземноморья, а затем постсоциалистических стран Центральной и Юго-Восточной Европы, бывших республик СССР в лице Прибалтики. В Евросоюзе представлены наравне с участниками НАТО традиционно нейтральные страны — Швеция, Финляндия, Австрия. Страны, активно продвигающиеся по пути постиндустриализма и использования достижений технологической и коммуникационной революции (к ним относятся Швеция, Финляндия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Германия и ряд других) соседствуют после расширения Евросоюза в 2004—2007 годах с постсоциалистиче - скими индустриально - аграрными странами Центральной и Юго-Восточной Европы, пережившими в 90-х годах XX в. — начале 2000-х годов весьма сложный для них переход от режимов советского типа и централизованной экономики к парламентским многопартийным политическим системам и к рыночной экономике[143].
Если на начальных этапах интеграционного процесса в Европе сохранялось взаимодействие двух моделей — либерализма и социальной модели рыночного хозяйства, то на исходе холодной войны под воздействием Р. Рейгана и «железной леди» М. Тэтчер резко усилилось получившее далее все большее влияние направление неоконсерватизм или неолиберализма. Позднее, особенно на рубеже ХХ—ХХ1 вв., к нему добавилось распространение левого и правого популизма, проявление тенденций аполитичности, ухода от активной жизненной позиции. Небезынтересно, что о феномене популизма в новых условиях постиндустриального общества в своей новой капитальной работе обратился 1У. Бек. Он фиксировал внимание на неспособности правящих политиков дать ответы на вопросы, которые ставит перед ними радикально изменившийся мир, вводя при этом понятие новой всемирной внутренней политики. Она, «действующая здесь и сейчас за рамками различения между национальным и интернациональным, стала совершенно открытой в своих истоках силовой метафорой». Он видит в феномене всемирности внутренней политики форму выражения «космополитического реализма», усиления роли мировых экономических сил и акторов в сотрудничестве и противостоянии государств. Источник силы правого популизма, по мнению У. Бека, состоит в том, что он эксплуатирует «мотивы и темы заложенного в европейском модерне контр - просвещения; борьба с распадом и декадансом, возрождение старых ценностей и общностей — применяются к актуальному табу радикальной модернизации». На этом фоне происходит, по мнению глобалистски ориентированного германского социального философа, перемешивание политических фронтов. Т. н. правый популизм представляется теперь как «не только правый, но и левый популизм». «Его сила и внушающий беспокойство потенциал состоит в том, что такового рода политика соединяет, поглощает, комбинирует, синтезирует несовместимые вещи: правые цели, левые методы и инсценируемые средствами массовой информации просветительские нарушения табу, чтобы дать волю ядовитому потенциалу направленной против модерна озлобленности. Это находит отражение и в реакции общества»[144]. Проблемам правого и левого популизма в странах «старой» и «новой» Европы, а также проявлениям экстремизма, сепаратизма и ультрана-ционализма в последние годы стало уделяться все большее внимание как в странах Запада, включая членов Евросоюза, так и российскими исследователями[145].
Эти процессы оказали серьезное воздействие на интеграционные процессы в рамках Евросоюза, поставив вопрос о необходимости модернизации и реформирования европейской модели развития. Под их воздействием осуществлялась кардинальная трансформация и смена стратегии развития постсоциалистических государств в Центральной и ЮгоВосточной Европе и на постсоветском пространстве, в том числе в Российской Федерации. Но именно в процессе расширения Евросоюза и усложнения его состава значительно активизировалась дискуссия о демократизации или демократическом транзите постсоциали - стических стран. Одновременно развернулась дискуссия о судьбах демократии как таковой на уровне институциональных структур Евросоюза, а также на уровне стран - членов Евросоюза — как в «старой», так и «новой» Европы.
Немалую тревогу в связи с симптомами серьезного кризиса демократических институтов и процедур даже в странах с давними и глубоко укорененными демократическими традициями, высказывает целый ряд видных представителей либерально - демократической ориентации, в том числе Р. Даль, Р. Дарендорф и другие[146]. Так, патриарх и признанный авторитет мировой политологии Р. Даль в «Интервью о плюрализме», данном в начале XXI в., подтвердив свою приверженность либеральной демократии и ее ценностям, обратил внимание на конфликтность сопряжения демократических стандартов и ценностей с теми сложностями, которые возникают ввиду умножающихся проявлений неравенства в обществе и в мире, а также из-за рисков, исходящих от рынков, и появления все большего количества структур, чья деятельность не подлежит демократическому контролю. По мнению Даля, даже правительство, функционирующее в условиях демократического режима, предстает как «комплексная комбинация демократических элементов, иерархии и договорных отношений». Он обратил внимание на то, что политические представительные структуры в начале XXI столетия весьма отличаются от своих аналогов XIX—XX вв.[147] Заслуживают серьезного осмысления критические возражения Даля Ф. Xайеку из - за чрезмерной веры его в самодостаточность рыночных механизмов, а К. Попперу — за недооценку роли постоянной самодеятельности граждан, между тем как именно они с помощью различного рода ассоциаций способны, по мнению Даля, защитить свои права от неустойчивости рынков[148].
К проблемам феноменологии и формам проявления кризиса демократии в современном мире обратился также признанный теоретик Р. Дарендорф в книге - интервью «После демократии», изданной в ряде стран, в том числе в Италии, а также в публикуемых им аналитических статьях[149]. Знаменательно признание Дарендорфом наличия кризиса демократии как таковой. К числу болевых ее точек и проявлений он отнес, как и ряд других аналитиков, снижение эффективности ряда политических институтов и веры в них у граждан, трудности «нации-государства» перед вызовами глобализации и локализации. К этому он также присовокупил дефицит демократической легитимности наднациональных органов типа Евросоюза и международных корпораций, пытающихся решать институциональные вопросы за счет государства. По мнению Дарендорфа, эти проблемы характерны как для Америки, так и для Европы. Правда, в начале XXI столетия вывод ученого был оптимистичен: следует работать над проектированием и конструированием новой демократии, предупреждая при этом риски отката к популизму либо авторитаризму и памятуя о том, что в силу своей хрупкости свобода и демократия нуждаются в постоянной заботе[150].
В отличие от ряда интеграционных объединений правовой дизайн ЕС создавался не простым политическим решением, а путем долгой притирки разных сфер человеческой жизнедеятельности, вследствие чего расширяющиеся сферы измерений интеграции взаимосвязаны. Не случайно ряд аналитиков интеграционного проекта и его реализации обращают внимание на растущую взаимосвязь политической, правовой, экономической и социокультурной динамики интеграционного процесса, а также трудного формирования на базе этого европейской идентичности. Появляются и усиливаются наряду с развитыми механизмами регионального развития, мерами по созданию единого рынка рабочей силы, содействия реализации потребительских интересов граждан, по упрочению антиинфляционных регуляторов и отказу от таможенных барьеров все новые аспекты деятельности Евросоюза. Среди них защита окружающей среды, морских биоресурсов, реализация европейских инфраструктурных, научно-технических и культурных проектов, а также выработка принципов единой внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии.
Официальными приоритетами Евросоюза в ходе выборов в Европарламент традиционно провозглашались в 1999, 2004, 2009 годах защита благосостояния граждан, демократических ценностей, безопасности, коммунитарных общеевропейских ценностей. Апеллируя к многовековым традициям европейской цивилизации и вместе с тем к обновлению ее устоев в соответствии с мировыми процессами, лидеры Евросоюза, а также СМИ, интеллектуальные и деловые круги все чаще проводят знак равенства между «евросоюзовскими» ценностями, интересами и приоритетами и собственно Европой как таковой, несмотря на сохраняющиеся анклавы не включенных в нее стран (Швейцария, Норвегия, малые княжества и т. п.), а также страны Восточной Европы на постсоветском пространстве, прежде всего Российскую Федерацию.
Все чаще ряд аналитиков и политиков как «старых», так и «новых» членов Евросоюза выступает с обоснованием проекта «Большой Европы», способной распространить свое влияние за пределы Евросоюза посредством политики «добрососедства». Переломным в этом отношении стал 2004 год, когда состоялся новый и самый масштабный тур расширения Евросоюза. После длительного процесса реформирования согласно стандартам и коммунитарным ценностям Евросоюза в него были приняты десять новых членов: три государства Балтии, ранее являвшиеся союзными республиками в СССР, два средиземноморских островных государства — Мальта и Кипр и пять постсоциалистических государств Центральной и Восточной Европы в лице Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Чехословакии. Позднее (в 2007 году) в ряды союза влились две черноморских страны — Болгария и Румыния. Идут переговоры с новыми претендентами на членство в ЕС в лице ряда балканских государств, образовавшихся в результате распада Югославии, а также весьма затяжные переговоры с Турцией о ее членстве. В результате такого расширения ЕС объединил в своих рядах 450 млн граждан, что создает немало политических, экономических, социокультурных, институциональных, правовых и иных проблем. Масштабность этого процесса очевидна, геополитические и геоэкономические последствия все яснее ощутимы в наши дни, несмотря на весьма серьезные последствия кризиса 2008—2009 годов, перспективы выхода из которого до сих пор не ясны.
Такого эффекта не готовы были предвидеть даже самые большие евро-оптимисты в 1990 году. Так, глава Еврокомиссии Ж. Делор, автор проекта создания «союза 1992», считал, что ядром Союза будут десять стран - участниц, а вокруг них возникнет несколько концентрических кругов с разной степенью включения в интеграционные процессы, в том числе члены Европейской ассоциации свободной торговли, соседние страны Восточной Европы в лице постсоциалистических стран, а также налаживании партнерских отношений с СССР/ Российской Федерацией и постсоветскими государствами. Но уже в начале 2000-х годов идея Большой Европы обрела своих убежденных сторонников среди политиков и аналитиков Евросоюза. С расширением Евросоюза дискуссия о новой Большой Европе вносится в повестку дня ЕС, дополняя существенно функциональную нагруженность евростроительства помимо готовившегося в это же время проекта и текста Конституции ЕС, призванной придать легитимность европейским органам и самому интеграционному процессу. В марте 2003 года Европейская комиссия, главой которого в это время был итальянский политик левоцентристской ориентации и убежденный европеист Романо Проди, приняла документ «Большая Европа — соседство: новые рамки отношений с нашими восточными и южными соседями». Комментируя его, М. Эмерсон, руководитель программы Большой Европы в Центре европейских политических исследований в Брюсселе, подчеркивал, что термин «Большая Европа может относиться к четко определенному пространству, объединяющему членов Совета Европы. Это, без сомнения, Европа и все ее народы, достигшие определенного уровня отождествления с ее ценностями, историей и культурой». Он считал, что все это пространство должно стать сферой европеизации как особой формой модернизации бывших коммунистических или фашистских диктатур, а также все еще слабых государств Европы. По отношению к ним ЕС выступает как школа обучения правам человека и как агентство по контролю за их деятельностью. Он же должен содействовать все более широким процессам политических, экономических и социальных преобразований, а также распространению демократической, либеральной идеологии, мультикультурализму и интеграционным качествам[151]. С другой стороны, он усматривал в этом проекте путь к формированию в лице Евросоюза нового международно признанного политического субъекта.
На основе достаточно неопределенного понятия «Большой Европы» в Брюсселе стали разрабатываться еще ранее сформулированные программы Средиземноморского сотрудничества, Северного измерения, а в мае 2009 года была принята программа Восточного партнерства, обращенная к шести постсоветским странам — Беларуси, Молдове, Украине, Грузии (после пятидневной войны 2008 года она вышла из СНГ), Азербайджану и Армении. Тем самым Евросоюз активно распространяет свою деятельность в зону постсоветского пространства, которая, как известно, интерпретируется руководством Российской Федерации как зона жизненно важных интересов. Более того, Евросоюз, как и СБСЕ — общеевропейская организация безопасности и сотрудничества — активно вовлекают в орбиту своих действий страны Центральной Азии.
Xарактерно, что расширение геополитических и геоэкономических притязаний Евросоюза идет параллельно с процессом расширения НАТО — важной связкой между Евросоюзом и США. Серьезный кризис евроатлантизма начала 90-х годов, а затем начала 2000-х годов в связи с иракским кризисом, осложнявший во многом внутрисоюзовские отношения между «старой» и «новой» Европой, оказался в последнее время преодолен новой волной проамериканских и трансатлантических настроений, с особой силой сказавшейся на судьбе НАТО. Во многом в своем распространении на восток и в зону постсоветского пространства они действовали параллельно. Ряд факторов содействовали этому — стремлением постсо - циалистических стран обрести в лице НАТО надежного защитника своей безопасности от набирающей силы России, стремлением совместить пребывание в НАТО с приобщением к решению общеевропейских и даже глобальных проблем, получением финансирования на перевооружение и создание современных вооруженных сил, а также на инновационные виды экономики. Сам же Евросоюз воспринимается странами ЕС как защита от глобальных вызовов, от угрозы миграции - легальной и нелегальной.
Комплекс разноуровневых проблем, совмещенных во времени и пространстве, — социальных, экономических, управленческих, экологических, этнонациональных, технологических, гуманитарных и мировоззренческих — актуализирует задачу смены парадигмы мирового развития, корректировки Повестки дня мирового сообщества. Подтверждением этого стала работа очередной 64 — ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где со стороны многих ее участников, в особенности в выступлениях президентов США и России, содержался во многом призыв к диалогу и конструктивному взаимодействию государств — членов мирового сообщества. Сформулированная Б. Обамой программа действий по освобождению мира от гнета ядерного оружия и борьбы с потеплением климата была высоко оценена мировой общественностью, что выразилось в присвоении ему Нобелевской премии мира. Это ко многому обязывает лидера страны, представшей в 2001—2008 гг. в роли «некомпетентного гегемона» из-за «имперского» курса республиканской администрации США с характерным для нее миссионерством, унилатерализмом, ставкой на военно-силовые методы «демократизации» мира, практикой новейших высокотехнологических «превентивных» и «оборонительных» войн и «гуманитарных» интервенций, игнорированием Киотского протокола. Масштабность и сложность обновления внешнеполитического курса такой державы как США с ее претензиями на мировое лидерство, усложняется глубиной проявлений финансового и экономического кризиса 2008 — 2009 годов, за который США несут тяжелую (хотя и не эксклюзивную) ответственность. Подходящий к концу первый год пребывания в Белом доме талантливого политика Б. Обамы, которого нередко ставят в один ряд с А. Линкольном, В. Вильсоном, Дж. Кеннеди, выявил немалые сложности реализации реформаторского курса, особенно в налаживании диалога с исламским миром, скорейшем разрешении ближневосточного кризиса, стабилизации положения в Ираке и реализации новой стратегии борьбы с Аль-Каидой в Афганистане, устранением трений с союзниками в Европе и Азии.
В таком сложном контексте развертывается процесс «перезагрузки» российско- американских отношений, открывшийся весной 2009 года. За истекший с тех пор период значительно активизировался серьезный диалог о стратегических вопросах современности, идет согласование подходов к путям разрешения опасных кризисных ситуаций в ряде регионов мира, завершается подготовка нового договора СНВ-2. Возможность конструктивного сотрудничества с США весьма серьезно воспринимается руководством РФ и экспертным сообществом, тем более, что начало ХХ1 в. ознаменовалось серьезными сложностями во взаимоотношениях России со всеми основными несущими конструкциями Запада — США, Евросоюзом и НАТО. Ряд зарубежных и СМИ, особенно в связи с кавказской «пятидневной войной» в августе 2008 г., не преминули сделать вывод о вползании мира во второе издание «холодной войны», утверждая, что с таким неудобным и непредсказуемым партнером как Россия невозможно плодотворное сотрудничество США и в Европе влиятельные круги странах Запада, представленных что не могло не повысить уровень взаимного недоверия, подогреваемого конфронтационной риторикой и информационными кампаниями. Между Западом и с ввиду ее предполагаемых экспансионистских комплексах и склонности к авторитаризму.
В свою очередь в на конструктивный диалог и уважение принципов международного права, получивший развитие в ряде встреч руководителей США и России, весьма знаменателен, поскольку до последнего времени Запад и его несущие опоры — США, Евросоюз и НАТО — все еще не свободны от тенет «холодной войны», приверженности блоковой политике и ценностям и интересам евроатлантического сообщества, все чаще именуемого евроатлантической цивилизацией, предубеждений перед многоликой угрозы с «Востока». Она нередко связывается определенными кругами с «исламским миром», с Китаем, с правопреемницей СССР — Российской Федерацией. Но и Россия в своем новом качестве демократического государства, в новых границах, в контексте серьезных геополитических перемен в глобализирующемся мире испытывает немалые трудности в реализации эффективной стратегии развития, внешней политики и в позиционировании между Западом и Востоком, Севером и Югом, противостояние которых уже сыграло в 90-х годах роковую роль в судьбах СССР. Для реформирующейся России как евроазиатской страны и своего рода средостения между «Западом» и «Востоком», правомерных претензий на роль самостоятельного глобального игрока, а также решимости руководства страны следовать по пути модернизации и инновационного развития. С новой силой актуализируется вопрос о судьбе и перспективах стратегического партнерства с Западом — одной из важных стратагем после распада Советского Союза и отказа от коммунистического проекта. Обосновывая курс на модернизацию российской демократии и формирование новой экономики президент Российской федерации Д. А. Медведев в программной статье «Россия, вперед!» подчеркивал, что их решение возможно только при использовании интеллектуальных ресурсов постиндустриального общества: «Вопрос гармонизации отношений с западными демократиями — это не вопрос вкуса или каких-то личных предпочтений тех или иных политических групп. Наши внутренние финансовые и технологические возможности сегодня недостаточны для реального подъема качества жизни. Мы крайне заинтересованы в сближении и взаимном проникновении наших культур и экономик»[152].
Как представляется, насущная необходимость такого конструктивного сотрудничества и его реальные возможности и перспективы несомненны Они зависят как от самой Российской Федерации (это самостоятельная и важная тема, предмет острых общественнополитических дискуссий, а также не прекращающихся политологических, социологических и цивилизационных исследований в стране ), так и меры настроенности на него западного сообщества, также находящегося в стадии трансформации и поиска оптимальных ответов на вызовы современности[153].