Автор: Оганисьян Ю.С. | Год издания: 2011 | Издатель: Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) | Количество страниц: 336
В последние годы понятия «инновационная деятельность», «инновации», «нововведение», «инновационная политика», «инновационный путь развития» и прочее используются весьма часто. Но общепринятая терминология в области инновационной деятельности пока не сложилась. Термины «инновация» и «нововведение» по смыслу идентичны. Инновация (нововведение) — комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности в той или иной сфере деятельности.
Важным элементом анализа нововведений является их классификация по ряду основополагающих признаков:
Признак классификации | Вид нововведения |
По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т. п.) | Радикальные (пионерные, базовые, научные и т. п.) ординарные (изобретения, новые технические решения) усовершенствование (модернизация) |
По характеру применения: —продуктовые —технологические —социальные —комплексные —рыночные | —ориентированные на производство и использование новых продуктов —нацеленные на создание и применение новых технологий —ориентирование на построение и функционирование новых структур —представляющие единство нескольких видов изменений —позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках |
По стимулу появления (источнику) | Нововведения, вызванные: —развитием науки и техники —потребностями производства —потребностями рынка |
По роли в воспроизводственном процессе | Потребительские и инвестиционные |
По масштабу (комплексности) | Сложные (синтетические) и простые |
По адресату | Для —производителя —потребителя —общества в целом —локального рынка |
Приведенная в табл. 1 классификация подтверждает, что процессы нововведений многообразны и различны по характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.
Необходимо разграничивать понятия «новшество» и «инновация». Понятие «новшество», происходящее от английского invention, принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т. п. Понятие «инновация» (innovation) следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность.
Инновация — комплексный процесс использования новшеств для удовлетворения определенных потребностей. Совокупность научнотехнических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации нововведений, можно определить как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом или жизненным циклом инновации.
Технологическое новшество является источником технологической инновации, которая приобретает такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. С момента появления новшества на рынке оно становится инновацией.
Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.
По мнению венгерского экономиста Б. Санто, инновация — это процесс практического использования идей и изобретений, который приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, а в случае если инновация ориентирована на экономическую выгоду — прибыли.
В российском законодательстве до сих пор так и не раскрыты эти понятия и не дано их легальное толкование. В 1990—2000-х гг.
в России были предприняты попытки законодательного урегулирования инновационной сферы.
В 1998 г. в Государственную думу ФС РФ был внесен проект федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», который был отклонен в связи с существенными недоработками. К последним были отнесены:
— отсутствие четкого определения предмета регулирования — инновационной деятельности;
— отсутствие признаков, по которым продукцию или технологический процесс можно отнести к новым или усовершенствованным до такой степени, чтобы деятельность по созданию и освоению этой продукции или технологического процесса можно было отнести к инновационной;
нечеткость круга субъектов отношений, регулируемых проектом закона;
— противоречия между положениями проекта закона с Конституцией РФ и иными федеральными законами.
До последнего времени существовало более 400 нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в той или иной мере использующих понятия «инновация» и «инновационная деятельность», но в своем толковании.
В марте 2010 г. в Госдуму поступил законопроект № 344994-5 «Об инновационной деятельности в РФ», который был направлен в комитет ГД по науке и наукоемким технологиям.
Предметом регулирования законопроекта являются основные направления деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по развитию инновационной деятельности, а также формы поддержки инновационной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Законопроект законодательно закрепляет такие понятия, как инновация, инновационная деятельность, инновационная организация и инновационное предприятие, инновационный проект, целевая инновационная программа и инновационная инфраструктура, механизм стимулирования развития инновационной деятельности на различных уровнях. В частности, инновационная деятельность определяется как деятельность, направленная на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и пр.
Отсутствие федерального закона тем не менее не мешает принятию иных нормативных документов в этой сфере. Важнейшим нормативным документом являются «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»1, который поставил две, безусловно, важные задачи: формирование национальной инновационной системы и повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности. При этом формирование национальной инновационной системы предусматривает:
создание благоприятной экономической и правовой среды;
— построение инновационной инфраструктуры;
совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.
Инновация в своем развитии (жизненном цикле инновации) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов (см. табл. 2).
Анализ инновационных процессов, в частности, на российских предприятиях дает основание сделать вывод, что для интенсификации инновационной деятельности необходимо прежде всего обеспечить максимальное стимулирование факторов, способствующих инновационной деятельности. И это касается практически всех указанных групп.
Группы факторов | Способствующие инновационной деятельности | Препятствующие инновационной деятельности |
Экономические, технологические | — наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий — наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры — материальное поощрение за инновационную деятельность | —недостаток средств для финансирования инвестиционных проектов —слабость материальной и научно-технической базы, устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей —доминирование интересов текущего производства |
Политические, правовые | — законодательные меры, поощряющие инновационную деятельность — государственная поддержка инноваций | — ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства |
1 Утверждены президентом Российской Федерации 30.03.2002. № Пр-576.
Организационно управленческие | — гибкость организационных структур, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации — самопланирование, допущение корректировок — децентрализация, автономия, формирование целевых, проблемных групп, реинжиниринг | — устоявшиеся организационные структуры, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации — ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий; жесткость в планировании — ориентация на сложившиеся рынки; ориентация на краткосрочную окупаемость —сложность согласования интересов участников инновационных процессов |
Социальнопсихологические и культурные | — моральное поощрение, общественное признание — обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда — нормальный психологический климат в трудовом коллективе | — сопротивление изменениям, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций — боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу — сопротивление всему новому, поступающему извне |
Несмотря на многообразие конкретных форм организации инновационных процессов, можно выделить следующие основные их формы: административно-хозяйственные, программно-целевые, кооперативно-целевые, инициативные.
Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инновационных предпринимателей, инвесторов и новаторов, обеспечивающих выпуск и реализацию конкурентоспособной продукции (работ, услуг).
Инновационное предпринимательство является ядром всех сфер предпринимательской деятельности. В основе инновационного предпринимательства лежат создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), создание ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова.
Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежат постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновацию, умение извлекать и использовать для решения текущих и долгосрочных задач ресурсы из самых разнообразных источников. Оно связано с готовностью предпринимателя добровольно взять на себя весь риск, связанный с осуществлением нового проекта или же улучшением существующего, принять на себя финансовую, моральную и социальную ответственность за процесс, который должен принести денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.
Интенсивность протекания совокупности инновационных процессов определяет и динамику научно-технического прогресса.
Эффективность инновационного процесса можно определить после его внедрения, поскольку только после появления новшества на рынке становится ясно, удовлетворяет ли оно новую потребность рынка или нет.
Простейшая схема инновационного процесса включает в себя генерирование новой идеи, ее экспериментальную реализацию, освоение в производстве, массовый выпуск и потребление.
Выделение в инновационном процессе научно-исследовательской, технико-технологической, производственной и коммерческой функций определяется целями предприятия. Этот процесс начинается с оценки наличных ресурсов, определения стратегической цели и завершается возвращением вложенных средств.
На этапе научных исследований руководство компании формулирует потребность в идеях, предложениях, рекомендациях, которые формируются как результат взаимодействия участников инновационного процесса. После выбора идеи разрабатываются более строгие технологические и коммерческие прогнозные оценки, которые в общих чертах оправдывают формирование ожидаемых технических параметров, затрат материальных средств и времени, масштабов риска и т. п., а на случай неудачи — альтернативные варианты решений. Все это вместе способствует разработке стратегического плана, который становится ключевым фактором дальнейшего внедрения инновации.
Происходит тесное и постоянное, организуемое с помощью руководителя программы сотрудничество научно-технического центра, лабораторий, подразделений, участвующих в предварительной подготовке производственного процесса, и других подразделений.
По мере завершения подготовки к производству инновационной продукции участие исследователей и разработчиков снижается, соответственно, изменяется характер их инновационной деятельности. На этой стадии подразделение исследований и разработок занимается проблемами повышения производительности труда, сокращения затрат, минимизации факторов риска и др. С выходом продукта на рынок эти подразделения, учитывая обратные связи и требования рынка, ставят своей целью дальнейшее развитие и совершенствование продукта.
Инновации принято разделять на:
— продуктовые, которые связаны с изменениями в продукции;
— технологические, распространяющиеся на методы производства;
нетехнологические, затрагивающие факторы социального характера, организационные и экономические формы хозяйственной деятельности.
Процесс распространения инноваций называют диффузией технологий. Скорость диффузии зависит в основном от эффективности технологической инновации. Причем чем больше предприятий использовали данную инновацию, тем выше потери тех предприятий, которые ее не использовали. Более того, чем раньше предприятие начнет вести инновационную деятельность, тем быстрее (и дешевле) оно сможет догнать лидеров. В этой связи закономерно возникает необходимость выделения причин, связанных с инновационной активностью предприятий.
Актуальность осуществления технологических разработок обусловлена двумя группами изменений в среде функционирования предприятий, имеющих национальную и международную природу. На предприятия оказывает давление внешний и внутренний рынок. Это давление выражается в изменении поведения потребителей, развитии рынков товаров и услуг и, как следствие, усилении конкуренции, общемировом развитии новых технологий, глобализации спроса и предложения. Во всем мире инновации сегодня — это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания компаний.
Международные корпорации изменяют подходы национальных потребителей к качеству товаров и услуг и оказывают существенное влияние на формирование у них новых запросов и вкусов. Современные покупатели становятся более образованными, более информированными и более требовательными.
Изменились не только жизненные нормы, но и стили. Современный мир отличается тем, что снижается производство стандартных товаров широкого потребления. Растущее, усиливающееся многообразие рынков товаров и услуг означает, что стратегия многих продуктово-рыночных комбинаций становится все более дифференцированной. Это сокращает жизненный цикл товара, заставляет производить товары небольшими партиями, увеличивая при этом производство дифференцированной продукции, разработанной и произведенной для особых групп потребителей.
Все эти процессы в совокупности приводят к необходимости постоянного обновления или совершенствования имеющихся товаров и предопределяют разработку новых технических решений. При этом конкуренция с каждым днем становится динамичнее. Одним из показателей ее динамики может служить время, в течение которого соперники имитируют новый товар, выпущенный одним из участников рынка. Опыт успешно развивающихся предприятий показывает, что сегодня выживает тот, кто умеет быстро реагировать на изменения и постоянно занимается инновациями.
Таким образом, изменение требований покупателей к качеству товаров и услуг, возрастающее многообразие новой продукции с одновременным сокращением времени ее выведения на рынок, усиление конкуренции вызывают необходимость адекватного реагирования товаропроизводителей на изменения внешней среды.
Анализ предприятий, успешно ведущих инновационную деятельность, показывает, что основным побудительным мотивом для разработки инноваций является их желание и стремление вести стратегическую деятельность вообще и осуществлять инновационную в частности.
Другими словами, на предприятии должен быть лидер-новатор, который готов выделить ресурсы на разработку новой продукции и постоянно заинтересовывать в инновациях весь персонал. Из мирового опыта известно, что стремление к инновациям таких известных менеджеров, как Билл Гейтс (корпорация Microsoft), Акио Морито (Sony), Джек Уэлч (General Electric), привело их компании к мировому лидерству.
Более того, на рубеже XX-XI вв. многие предприятия были вынуждены заняться поиском путей и возможностей поощрения нового поколения изобретателей и новаторов — высокоэффективных внутрифирменных предпринимателей, которые изыскивают возможности для развития инициативы, разработки новой продукции, технологии освоения новых сфер деятельности с использованием внутренних ресурсов. Такое внутреннее предпринимательство в рамках крупных корпораций получило название интрапренерства.
Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем конкретную продукцию, создаются определенные условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей: выделяются ресурсы — интракапитал — для их реализации, оказывается всесторонняя помощь для реализации инновационной идеи и ее практического использования.
Интрапренерство можно рассматривать как деятельность по производству и реализации новых товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия. Интрапренер — это человек, инициирующий и ведущий свою новаторскую предпринимательскую деятельность в рамках действующей корпорации.
Целью интрапренерства является повышение эффективности функционирования корпорации за счет
— активизации и использования творческого потенциала сотрудников;
— повышения эффективности использования ресурсов корпорации;
— быстрой реакции на изменения потребностей рынка;
— быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т. п.);
— создания основы для дальнейшего развития производства.
Таким образом, интарпренерство является одним из путей развития предпринимательства, расширяющих сферу его возможностей. Это саморегулируемый процесс. Изобретателя-инициатора нельзя ни назначить, ни снять, обычно это человек, обладающий энергией и стремлением довести свою идею до практических результатов, несмотря ни на какие препятствия.
Другим основным условием для внедрения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг.
Это условие имеет большое значение, так как на практике инновации часто определяются как «создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые или более совершенные». И большинство неудач с введением инноваций на рынок объясняется тем, что они возникают на базе новых знаний, а не потребностей.
Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, в том числе:
интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);
материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);
— финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, государственные, грантовые);
— кадровые (лидер-новатор, персонал, заинтересованный в инновациях, партнерские и личные связи сотрудников с научно-исследовательскими центрами и высшей школой, опыт проведения НИОКР, опыт управления проектами);
— инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);
— иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который можно определить как «меру готовности» выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятий. Практика показывает, что далеко не всем предприятиям необходимо осваивать новые технологии, несмотря на постоянное возрастание значения инноваций. Предприятиям, находящимся в полном упадке или на стадии банкротства, просто не имеет смысла модернизировать производство. Другие предприятия могут их купить или разработать абсолютно самостоятельно.
Отсюда следует необходимость выделения условий, при которых предприятию полезно разрабатывать новые товары. Такими критериями являются: угроза устаревания существующих продуктов, возникновение новых потребностей у покупателей, смена вкусов и предпочтений потребителей; сокращение жизненного цикла товаров, ужесточение конкуренции. Среди внутренних факторов, при которых возрастает эффективность инноваций, можно назвать:
— способность руководства и персонала выделять и оценивать экономические, социальные и технологические изменения во внешней среде;
— ориентация предприятия на долгосрочную перспективу и наличие четких стратегических целей;
— развитая система сбыта и маркетинга, способная исследовать и оценивать рыночные тенденции; осуществление непрерывного поиска новых рыночных предложений;
— умение анализировать и реализовывать новые идеи.
Оценивая инновационный потенциал своей компании, руководитель определяет свои возможности ведения инновационной деятельности, т. е. сам себе отвечает на вопрос, под силу ли компании внедрение инноваций.
Следующим шагом на пути к организации инновационной деятельности должна стать выработка инновационных целей. Такими целями могут быть: повышение конкурентоспособности и закрепление на новых рынках путем совершенствования имеющихся изделий или создания принципиально нового продукта, сокращение издержек производства путем экономии исходного сырья, энергии и тому подобное на основе использования новых технологий.
Здесь предприятию следует принять важное стратегическое решение: приобретать инновации на стороне или разрабатывать самостоятельно. В первом случае компания, как правило, устанавливает стратегическое партнерство со специализированной научно-исследовательской или конструкторской организацией. При этом следует иметь в виду, что приобретение технологии потребует аккумулирования значительных финансовых средств в достаточно короткий срок. Для наиболее эффективного использования финансовых вложений потребуется тщательное сканирование рынка новых технологий и детальный анализ базы данных организаций, специализирующихся на инновационных технологиях.
Во втором случае целесообразным представляется создание собственного научно-исследовательского инновационного подразделения. По сравнению с приобретением новой технологии такой подход позволяет избежать крупных единовременных трат, так как в данном случае суммы инвестиций будут растянуты во времени.
Многие из отечественных компаний, осуществляющих инновационную деятельность на мировом уровне, пошли по пути зарубежных корпораций и создали в своем составе специализированные инновационные подразделения. Такой подход позволяет, во-первых, приблизить научно-исследовательский поиск к возможностям исходного производства и нуждам конечного потребителя. Во-вторых, привлечь высококвалифицированные научные кадры и, в-третьих, быть более уверенными в сохранении коммерческой тайны.
Основное назначение инновационного подразделения заключается в проработке различных научно-технических идей по достижению поставленной инновационной цели. На основе таких идей разрабатываются и принимаются технические решения. В виде отчета эти решения могут использоваться как техническое задание для инновационного проекта.
По своей научно-технической значимости и новизне выделяют базисные и улучшающие идеи, решения и проекты, а также псевдоинновации.
К базисным относят инновации, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в мировой практике. Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров. Псевдоинновации направлены на частичные, чаще декоративного характера изменения устаревших поколений техники и технологий, которые по своей сути тормозят технический прогресс. За этим разделением стоят два типа инновационных стратегий: пионерный и догоняющий.
Стратегия «пионера», или «первопроходца», означает, что компания предлагает рынку принципиально новый товар или услугу, получая при этом преимущество «первого хода» в данном бизнесе или данном регионе, стране. Новые рынки появляются в результате открытия новых технологий, появления новых знаний, возникновения новых запросов у покупателей, внедрения новой маркетинговой концепции, новых финансовых инструментов и т. п.
Современный мировой опыт показывает, что стратегия «пионера» связана с высоким риском, так как инновационные технологии сопряжены с неопределенностью и результатов самой разработки, и реакции рынка на новое изобретение. В то же время данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество благодаря монопольной позиции. Стратегия «последователя» менее опасна, но и доходы соответственно у таких компаний тоже ниже.
С точки зрения долгосрочной перспективы наиболее продуктивны инвестиции в сектор новых технологий. Объекты этих инвестиций дают самую большую «кумулятивную отдачу». Однако в связи с повышенным риском часто наиболее предпочтительными оказываются инвестиции в растущие и зрелые технологии. Наиболее эффективным и менее рискованным решением считается создание инновационного портфеля, состоящего из определенного набора продук - тов-лидеров и продуктов-последователей. Результатом этого этапа должна стать выработка инновационных проектов по достижению отобранных инновационных решений. Для большей ясности здесь следует обратиться к теории инновационного менеджмента и рассмотреть концепцию жизненного цикла товара на рынке.
Развитие разнохарактерных технологий, как известно, существенно сократило время появления на рынке товара-последователя. Динамичное сокращение жизненного цикла товаров заставляет производителей постоянно совершенствовать предлагаемые продукты и забыть те времена, когда лидеры рынка могли спокойно довольствоваться достигнутыми однажды результатами.
Анализ стратегического поведения инновационного продукта на рынке показывает, что предприятиям необходимо проводить постоянный мониторинг последних достижений науки и техники для их внедрения в производственный процесс и своевременного отказа от используемой устаревшей продукции и технологии ее производства.
Финансово-правовой механизм инновационного развития. Понятие механизма применительно к инновационной деятельности рассматривается как совокупность финансовых инструментов и закрепленных в организационно-правовых формах методов их использования в целях повышения эффективности инновационных процессов в экономике. Для реализации механизма инновационного развития необходимы не только финансовые инструменты и методы, но и совокупность организационных мер, которые должны быть взаимоувязаны.
Основные финансовые методы (способы использования одного или нескольких финансовых инструментов) для инновационного бизнеса следующие: инвестирование, налогообложение, кредитование (банковское, коммерческое, бюджетное), страхование, аренда, лизинг, самофинансирование.
Основными финансовыми инструментами для инновационных компаний могут быть прибыль, цена, налог, амортизация, кредит, гарантии. Эти финансовые инструменты взаимообусловлены и определяют эффективность развития инновационного предпринимательства.
В России основная часть инновационных исследований проводится в государственном секторе, тогда как применяются полученные знания в основном в секторе частном. Развитые страны решают эту проблему на основе частно-государственного партнерства.
Различные источники финансирования, которые привлекаются предприятиями для реализации новых технологий при выпуске инновационной продукции, обладают определенными характеристиками, которые существенно влияют на их выбор.
Инновационная деятельность зачастую испытывает трудности в нахождении необходимого ей финансирования. Для эффективной поддержки инноваций нужно большее, чем только дополнительные ресурсы. Для этого требуется наличие специализированных финансовых посредников, способных предоставлять не только деньги, но также и управленческий и технический опыт. Появление и развитие инфраструктуры финансирования для поддержки инновационных предприятий на разных стадиях их развития — это комплексный процесс, зависящий от множества условий и требующий эффективного распределения и перераспределения капитала.
Как уже говорилось, создание инновационного продукта — многофакторная задача. Одним из ключевых механизмов финансирования инновационной деятельности являются государственные целевые программы, в рамках которых реализуется инновационная цепочка. По целевым программам ведется проектно-целевое финансирование, ставится проект-задача по разработке технологии или созданию инновационного продукта.
Развитию инновационного предпринимательства способствуют налоговые преференции, т. е. комплекс мер, обеспечивающих налоговое стимулирование (существенное уменьшение налогооблагаемой прибыли на суммы, направляемые предприятиями на научную и инновационную деятельность, освобождение от уплаты части налога на прибыль в течение ряда лет), льготное кредитование инновационных проектов, использование доходов от реализации собственности на развитие научной деятельности.
Основными источниками финансирования инновационной деятельности являются: бюджетные средства и внебюджетные средства, которые включают в себя собственные средства предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, и средства инвесторов.
Бюджетные средства. Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки инновационного предпринимательства.
Внебюджетное финансирование инновационной деятельности. Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств.
Собственные средства предприятий. Инновационную деятельность предприятие может вести как за счет финансовых средств, привлекаемых со стороны, так и за счет собственных средств. Важными внутренними источниками финансирования инновационной деятельности организаций являются амортизационные отчисления и фонд развития производства.
Амортизационные отчисления часто являются основным внутренним источником предприятия. Они осуществляются для приобретения нового оборудования, техники и тому подобное, которые необходимы для инновационной деятельности.
Фонд развития производства, как и другие фонды специального назначения, образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Порядок формирования этого фонда и нормы отчисления самостоятельно устанавливаются предприятием.
Цели и направления использования фонда развития производства непосредственно определяются инновационной политикой предприятий, пакетом инновационных проектов, осуществляемой инновационной деятельностью.
Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме:
— инвестиций в ценные бумаги, эмитируемые субъектами инновационной деятельности;
— прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности;
путем использования кредита, лизинга и иных способов привлечения финансовых ресурсов.
Инновационные фонды формируются за счет средств предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов. В создании и деятельности инновационных фондов могут принимать участие заинтересованные государственные органы.
Основной целью инновационных фондов обычно является концентрация средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности для финансовой поддержки перспективных инноваций. Как правило, инновационные фонды предоставляют прошедшим независимую экспертизу и конкурсный отбор инновационным проектам финансовые средства на возвратной или безвозвратной основе. Кроме этого, инновационные фонды часто выполняют функции поручителей и гарантов по обязательствам инновационных корпораций.
При финансировании инновационных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью финансового результата, инновационные корпорации могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.
В развитых странах как важнейший источник внебюджетного финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности используется институт венчурного инвестирования.
Развитие национальной индустрии венчурного капитала часто получает поддержку со стороны государства в качестве компонента его общей политики в поддержку инноваций. Верно нацеленные инициативы со стороны государства играют важную роль в формировании динамично развивающейся индустрии венчурного капитала.
Особенность венчурного (рискового) инвестирования состоит в том, что вложения в инновационные компании осуществляются без предоставления ими какого-либо залога. Венчурный инвестор не стремится приобрести контрольный пакет акций компании, рассчитывая, что ее менеджмент использует его деньги в качестве финансового рычага и обеспечит ускоренный рост и развитие своего бизнеса.
Основные, традиционные для развитых стран источники средств венчурного капитала — банки, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании — составляют примерно 2/3 общего объема капитализации венчурных фондов.
Развитие индустрии венчурного капитала призвано способствовать привлечению внебюджетных средств в инновационную сферу. Венчурные фонды предпочитают вкладывать капитал в инновационные компании, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, т. е. путем приобретения акций на внебиржевом рынке. Нередко венчурный капитал служит своеобразным мостом к выходу инновационной компании на фондовый рынок.
Водораздел между венчурными и прочими прямыми инвестициями в акционерный капитал проходит по признаку наличия или отсутствия контролирующего участия в реализации инновационного проекта. Венчурный инвестор с целью снижения рисков в качестве обязательного условия финансирования в большинстве случаев требует вхождения своего представителя в состав совета директоров корпорации.
Для повышения эффективности инновационного предпринимательства необходимо наличие достаточного количества «посредни - ков-консультантов», способных не только оказать помощь в поиске финансовых ресурсов, но и предоставить управленческий и технический опыт. Деятельность таких посредников направлена на повышение стоимости инновационных компаний за счет роста их конкурентоспособности. К такого рода посредникам помимо венчурных компаний относятся «бизнес-ангелы».
«Бизнес-ангел» — частный инвестор, вкладывающий средства в инновационные проекты на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале (обычно блокирующий пакет, а не контрольный). «Ангелы», в отличие от венчурных компаний, как правило, вкладывают свои собственные средства. Небольшое, но растущее число «бизнес-ангелов» образует сети, или группы, для объединения капиталов и для того, чтобы совместно участвовать в поиске объектов инвестиций.
Рынок венчурного предпринимательства требует активного участия государства в создании адекватных институтов венчурного инвестирования, формировании материальных, правовых и образовательных условий для появления достаточного количества инновационных компаний.
Важной задачей при этом является определение путей комплексного развития национальной венчурной индустрии и роли частного бизнеса в этом процессе. Государство, предпринимая те или иные шаги в области поддержки венчурного предпринимательства и его инфраструктуры, играет роль катализатора в развитии перспективных направлений.
Организационные меры, посредством которых может быть поддержано развитие инновационного бизнеса, делятся по уровням управления (макроуровень, региональный уровень, уровень ассоциаций). При этом наибольший эффект достигается при сочетании организационных мер всех уровней.
Эффективными организационными формами, позволяющими с минимальными затратами реализовать эффект экономии в масштабах инновационного бизнеса, являются комплексные и специализированные технологические центры (технопарки, технополисы и т. д.), создаваемые государством, которые позволяют обеспечивать системное применение финансовых инструментов (льготных налогов, льготных кредитов, льготных таможенных пошлин и т. п.).
Инновации и конкурентоспособность. В современных условиях инновационная деятельность становится наиболее эффективной формой интенсификации воспроизводственных процессов. Она в значительной степени предопределяет темпы экономического роста, степень конкурентоспособности экономики и страны в целом, а также уровень благосостояния ее граждан.
Высокие технологии — это та сфера, которая может решить самые крупномасштабные задачи в социально-экономическом развитии любого государства. Именно они являются тем мощным рычагом, с помощью которого многие страны не только преодолевают спад в экономике, но и обеспечивают ее структурную перестройку и насыщают рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Во всем мире инновационная деятельность рассматривается сегодня как одно из главных условий модернизации экономики. Традиционные отрасли производства, еще недавно определявшие лицо экономики большинства развитых государств, во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Поэтому во многих странах на первый план выдвигаются уже не эти отрасли, а совсем иные, основанные на использовании новейших технологий. В Германии, например, почти 100 % прироста ВВП осуществляется за счет использования результатов научных исследований и инноваций.
Внедрение новых технологий для разных стран происходило различными путями. Так, в США большая часть федеральных научных исследований и опытно-конструкторских разработок проводится через контракты и гранты негосударственными организациями, т. е. негосударственные организации являются ключевым звеном в системе НИОКР. Через них федеральное правительство в состоянии обеспечить работой лучшие научно-исследовательские организации и талантливых ученых, ставя перед ними конкретные научные и опытноконструкторские задачи.
Достижение существенных результатов в развитии инновационной сферы российских компаний в ближайшее время представляется проблематичным. Причиной тому служит в первую очередь отсутствие в стране серьезного опыта ведения инновационной деятельности в рыночных условиях. Корни этой проблемы уходят в прошлое и связаны с ориентацией научно-исследовательских организаций на выполнение государственных, в основном военно-промышленных, заказов и отсутствием возможностей для самостоятельного выведения новых изделий на рынок. Анализ проблем, связанных с ускорением интеграции науки и производства, внедрением инновационных процессов в промышленность, показывает также, что многие из этих проблем проистекают из-за отсутствия хорошо сформированной инфраструктуры поддержки горизонтальных связей между предприятиями, научными и финансовыми организациями. Определенную роль, конечно, играют финансово-экономический кризис, «утечка мозгов» и старение научных кадров.
области | Условия и факторы | конкретные последствия |
Кадры | Дефицит предпринимателей-инноваторов (интрапренеров). Мало историй успешного бизнеса. | Страх банкротства, негативное отношение общества к бизнесу. |
Отсутствие системы обучения предпринимательству. | Нет преподавате - лей-практиков. | |
Демографический кризис. Пониженный уровень мобильности внутри страны, отток кадров из страны. | Миграционная политика не способствует привлечению квалифицированных кадров. | |
Структура экономики | Риски в сферах высоких технологий выше, чем в сырьевых отраслях, доходность не очевидна. Разрыв между образованием, наукой и производством. Избыточность предприятий со значительными ресурсами и минимальными обязательствами (как следствие проведенной приватизации). Налоговая система стимулирует производство с низкой добавленной стоимостью. Нет внутреннего спроса на инновационную продукцию. | Воспроизводство ресурсно-сырьевой ориентации хозяйства. Монополизм и недобросовестная конкуренция. |
Позиция элит | Российские элиты слабо связаны с Россией. | Нежелание инвестировать внутри страны. |
Благосостояние элит зависит от сырьевых секторов. Инновации в сфере государственного управления грозят дестабилизировать сложившуюся политическую и бюрократическую систему. | Незаинтересованность в модернизации экономики и государства. | |
Деловой климат | Размытость прав собственности. Неэффективная судебная система. Налоговая служба склонна трактовать законы не в пользу инноваторов. | Высокие риски инвестирования. |
Информационная закрытость потенциальных деловых возможностей. Длительность принятия решений органами власти. | Сложность выработки корпоративных стратегий инновационного развития. | |
Право | Отсутствие необходимых законов для развития инновационной сферы. Противоречивость и нечеткость юридических норм. Отставание законодательства от новых форм предпринимательства | Неадекватные правовые формы венчурных фондов. |
Коррупция | Неравные условия для крупного и малого бизнеса. | Выталкивание бизнеса в «тень». |
Отчуждение власти и общества, невозможность принятия согласованной стратегии и заключения общественных договоров | Отсутствие защиты от произвола. | |
Институты | Изменчивость правил рыночного регулирования, излишнее администрирование. Отсутствие стратегического руководства модернизацией экономики и инновационным развитием, неэффективность инструментов государственной политики, слабое использование института госзаказа. Нет инвестиционной среды. | Слабость рыночных институтов регулирования. Нет развитого фондового рынка. Нет сети венчурных фондов. |
Имидж России | Россия не ассоциируется с конкурентоспособным и высокотехнологичным производством, считается ненадежным и непредсказуемым партнером. Акцент на авторитарных тенденциях. | Иностранный капитал не идет в Россию. |
Конкуренция со стороны других стран | Низкая производительность труда в экономике ведет к удорожанию даже эффективных производств. | Высокие зарплаты менеджмента снижают конкурентоспособность. |
Российское государство слабо помогает отечественному бизнесу в международной конкуренции. | Слабая поддержка конкурентоспособных инноваций. |