Автор: Оганисьян Ю.С. | Год издания: 2011 | Издатель: Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) | Количество страниц: 336
Постиндустриальная цивилизация и глобализация принесли миру новые сложности и конфликты. К их числу, несомненно, относятся миграционные процессы, которые превратились в конце ХХ и начале XXI в. в одну из наиболее острых политических и социально-экономических проблем современного развития.
Миграционные процессы развиваются по различным направлениям. Они могут быть внутренними, т. е. не пересекающими существующие государственные границы, и внешними, связанными с эмиграцией, перемещением мигрантов из одной или группы стран в другую. Могут быть легальными и нелегальными.
До сравнительно недавнего времени процессы миграции, как добровольной (трудовой), так и вынужденной (беженцы), занимали значительно меньшее место в общественно-политической жизни нашей страны в сравнении с США, западноевропейскими и другими государствами. Однако с начала 90-х гг. ХХ в. ситуация в этом отношении существенным образом изменилась. После распада СССР из закрытого общества современная Россия превратилась в один из крупнейших (после США и ФРГ) мировых центров иммиграции.
Учитывая, что Россия является одновременно страной приема, исхода и транзита мигрантов, т. е. тех, кто уезжает из своей страны и переезжает на новое место по социально-экономическим, политическим и иным причинам, в данной статье рассматриваются проблемы, связанные с приемом, использованием и обустройством трудовых мигрантов в нашей стране.
* * *
Прежде всего, необходимо отметить, что прием и использование в России гастарбайтеров (гаст — в переводе с немецкого языка это гость, а арбайтер — рабочий) являются экономической необходимостью и носят вынужденный характер. Несмотря на большое население и огромную территорию, а также наличие в России безработицы, она является трудонедостаточной страной. В целом ряде ее регионов наряду с избытком работников некоторых профессий ощущается острый недостаток в первую очередь непрестижных или малоквалифицированных вакансий, к которым не проявляют интереса представители коренного населения.
Речь идет, например, о водителях городского транспорта, слесарях по ремонту автомашин, строительных рабочих, грузчиках, работниках овощных баз, рабочих, занимающихся ремонтом и укладкой дорог, уборкой дворов и улиц, милиционерах, медицинских сестрах, санитарах, домашней прислуге.
Другой важный фактор, предопределивший столь острую необходимость использования в России трудовых мигрантов из-за рубежа, явился демографический кризис в стране. В этой связи особое беспокойство вызывает предстоящее значительное сокращение трудоспособного населения. И если не принять экстренные меры в отношении проведения грамотной и разумной миграционной политики, то, согласно прогнозам, общая численность трудоспособных граждан в России к 2015 г. уменьшится более чем на 10 млн человек. Иначе говоря, ежегодно численность трудоспособного населения в стране будет и дальше, как это было в последние годы, сокращаться на 1 млн человек.
Это происходит прежде всего не в результате низкой рождаемости (ситуацию в этом отношении в результате принятых в 2010 г. мер удалось несколько выправить), а вследствие высокой смертности трудоспособного населения. К тому же, по оценкам специалистов, в России чрезвычайно мало подростков в возрасте 15-17 лет — всего
3, 8 млн человек, что в скором времени значительно обострит трудонедостаточную ситуацию в стране. Поскольку у нас вступивший в экономический возраст человек в 20 лет имеет максимум 60 % шансов дожить до завершения этого возраста, т. е. до 60 лет, для России важно добиться снижения смертности людей трудоспособного возраста.
Учитывая, что вследствие неблагоприятной демографической ситуации вступающих в трудоспособный возраст россиян становится все меньше и такая тенденция, по оценке специалистов, сохранится примерно еще лет десять, проблема дальнейшего приема и использования в России иностранной рабочей силы приобретает особое значение.
Необходимо отметить, что проблема иностранной рабочей силы стала в последние годы одной из самых обсуждаемых в России тем. Для того чтобы понять, какое значение она приобрела в нашей стране, достаточно сказать, что только с середины 2008 до середины
2009 г. в Россию, по официальным данным, въехало 14,5 млн человек, причем некоторые из них пересекали границу неоднократно.
Мигранты составляют ныне примерно 20 % трудовых ресурсов России, а в отдельных отраслях экономики, таких, например, как жилищно-коммунальное хозяйство и строительство, трудятся почти исключительно иностранные работники. По подсчетам специалистов, трудовые мигранты из стран СНГ создают 6-8 % ВВП России.
Около 80 % всех мигрантов в России — выходцы из Украины, Китая, Казахстана, Узбекистана, Молдавии и Азербайджана. До 2005 г. по числу легальных трудовых мигрантов в России лидировала Украина, а в 2006 г. по этому показателю ее обошел Китай. Среди визовых стран наибольшее количество мигрантов дают Китай, Германия, Турция и ряд других государств.
Переводимые трудовыми мигрантами на родину средства, которые они заработали тяжелым трудом в России, — своего рода дотация нашей страны в экономику бывших советских республик, эти деньги играют важную роль в их экономическом развитии. По официальным данным, общая сумма переводов, поступивших от иностранных рабочих в эти страны в 2007-2008 гг. (вместе с прогнозируемыми неучтенными деньгами, полученными от тех работодателей, которые уклоняются от налогов), достигли около 15 млрд долларов.
Так, от таджикских мигрантов из России в Таджикистан поступает ежегодно более 2 млрд долларов в год, что составляет 38-40 % ВВП этой страны. В середине 2008 г., до войны России с Грузией, в нашей стране трудились 300 тыс. эмигрантов из этой страны, их денежные переводы на родину, составлявшие около полумиллиарда в год, обеспечивали около 15 % ВВП страны.
По данным Центробанка РФ, за последние 5 лет количество переводов прежде всего в бывшие советские республики и Китай и их суммы увеличились примерно в 10 раз. Общая сумма денежных переводов из нашей страны превышает денежные «посылки» в Россию в 8 раз.
Вместе с тем заработанные трудовыми мигрантами средства имеют важное значение и для нашей страны. Так, по оценке директора Федеральной миграционной службы К. Ромодановского, каждый заработанный мигрантами доллар приносит России 6 долларов прибыли.
После начала финансово-экономического кризиса в России и роста безработицы заметно увеличился отток трудовых мигрантов за границу. Так, на рубеже 2008-2009 гг., по данным авиаперевозчиков, Россию ежедневно покидали на 30 тыс. человек больше, чем прилетали в нашу страну.
В ходе кризиса значительно сократились инвестиции в производство стройматериалов, строительство и ряд других отраслей, где преобладает труд иностранных работников, что привело к массовым их увольнениям.
В Москве большинство гастарбайтеров занято на рынках, в строительстве и на транспорте. По словам главы Департамента городского строительства Москвы А. Косована, на столичных стройках в 2009 г. работали не менее 100 тыс. иностранцев. Однако это в три раза меньше, чем в предыдущем году, когда их число достигало 300-350 тыс.
До начала кризиса в России было около 12 млн трудовых мигрантов, 6,5 млн из них были заняты в строительной отрасли, которая в наибольшей мере понесла урон от кризиса. И хотя жилищное строительство резко сократилось, около 1 млн человек сохранили свои рабочие места, поскольку продолжалось строительство дорог, мостов и других необходимых в условиях кризиса объектов.
Примерно 1,5 млн строителей-мигрантов, лишившись в условиях массовых увольнений работы, не найдя новую, уехали на родину. А остальные, оказавшись на улице, начали искать иные возможности заработка. Часть из них устроилась на нелегальную работу.
В ходе кризиса число гастарбайтеров в России заметно уменьшилось. Так, с января по октябрь 2009 г. в Москве получили разрешения на работу 244 тыс. мигрантов, тогда как за аналогичный период предыдущего года — 433 тыс. Квота на иностранных рабочих в 2009 г. была заявлена в 390 тыс., а на следующий год — в 250 тыс. человек. Но необходимо учитывать, что лишь треть гастарбайтеров становятся на миграционный учет, тогда как остальные работают нелегально. По оценкам специалистов, количество нелегальных мигрантов превышает число легальных, официально зарегистрированных, в 2-3 раза.
Миграция, по определению руководителя лаборатории анализа и прогноза миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Ж. Зайончковской, — это процесс быстрого реагирования общества на меняющуюся ситуацию. Люди чувствуют опасность заранее. Например, уже за два месяца до кризиса 1998 г. въезд в Россию сократился на 25 %, а выезд в Израиль, Германию резко возрос — на те же 25 %. Следует также учитывать, что трудовые мигранты, в отличие от граждан России, очень мобильны. Сначала они чаще всего приезжают в Москву, а затем, в зависимости от конъюнктуры на рынке труда, переезжают в другие регионы страны, туда, где имеется работа и соответствующие условия для пребывания. Многие из них переезжают на Дальний Восток, где имеется большая потребность в рабочей силе.
В ходе кризиса, по словам руководителя миграционной службы К. Ромодановского, примерно в 3-4 раза уменьшилось и число нелегальных мигрантов. В этом сыграло свою роль введение миграционных патентов, позволяющие работать в течение трех месяцев, их должны покупать работающие у физических лиц, например на стройке. По истечении трех месяцев разрешение на работу оплачивает работодатель. Это дает возможность вывести из тени работающих нелегально и в то же время пополнить государственный бюджет.
Проблема приема и использования в России трудовых мигрантов, особенно нелегальных, создает для властей целый ряд серьезных, трудноразрешимых вопросов, которые в ходе кризиса заметно осложнились. Прежде всего, государственный бюджет не получает от них каких-либо доходов. Далее, обостряются межэтнические и меж - религиозные отношения, усиливается конкуренция на рынке труда, увеличивается и без того огромная нагрузка на все городское хозяйство, опасность инфекционных и многих других заболеваний, возникает необходимость обустройства приезжих и их обучения русскому языку. Кроме того, если мигрант работает официально, то пользуется теми же правами, что и коренной житель России. Нелегалы же живут в ужасных условиях, их зарплаты ниже зарплат коренных жителей и пр.
В настоящее время в России, переживающей сложный и противоречивый период трансформационных преобразований, возникла необходимость серьезного переосмысления отношения к роли и возможности дальнейшего притока иностранной рабочей силы.
В мае 2010 г. Государственная дума приняла во втором и третьем чтениях поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и отдельные законодательные акты РФ (о совершенствовании механизмов регулирования внешней трудовой миграции, защиты национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы). Закон упрощает порядок привлечения и использования трудовых мигрантов из стран СНГ. Иностранные работники разделены на две категории: работающие у работодателей — юридических лиц и у индивидуальных предпринимателей. Для тех и других будет действовать свой механизм нормативного регулирования труда мигрантов. Причем мигрант, прибывающий из страны, с которой заключено соглашение о безвизовом въезде, при получении разрешения на работу подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической экспертизе. Исключение из этого правила будет сделано для высококвалифицированных специалистов. Этот закон вступил в силу с
1 января 2011 г.
Согласно установленным в России квотам в условиях роста безработицы среди коренных жителей количество мигрантов должно было уменьшиться, но в действительности это не произошло. Поэтому было решено ввести запрет для мигрантов на конкретные виды деятельности, в частности мигрантам запрещено заниматься розничной торговлей в палатках и на рынках, запрещено торговать алкоголем и лекарствами.
Однако запрет — это одно, а его исполнение у нас в стране — другое. Хотя среди продавцов на рынках стало больше россиян, но за их спиной стоят представители диаспор мигрантов, без ведома которых товары на прилавок не попадут. Можно также просто купить на черном рынке российский паспорт.
В ходе кризиса перечень профессий, которыми могут заниматься мигранты, неуклонно сокращался. Учитывая, что значительное число мигрантов имеет низкую квалификацию, плохо знают город, русский язык и с трудом адаптируются к дорожным условиям, что часто приводит к авариям, власти Москвы приняли решение о запрете с 1 января 2010 г. квот на привлечение иностранцев для работы на коммерческих маршрутках. Все это, естественно, тоже не могло не отразиться на занятости гастарбайтеров, так как 65-70 % водителей общественного транспорта Москвы до последнего времени были мигрантами.
Кроме того, желая пополнить бюджет за счет гастарбайтеров, которые работают домработницами, ремонтируют помещения, строят дачи, правительство внесло в Государственную думу законопроект, согласно которому иностранным работникам надлежит покупать патент на право на труд в России. Его стоимость составит 1000 руб. в месяц. Речь идет, по существу, о налоге, который авансом уплачивает РФ мигрант и тем самым подтверждает, что он зарабатывает деньги в нашей стране законно.
Иначе говоря, введение патентов даст возможность усовершенствовать механизм регулирования внешней миграции в сфере, где трудится примерно 400 тыс. мигрантов. В то же время за работу без патента вводится штраф от 2 до 5 тыс. рублей с возможной депортацией.
Наряду с пополнением государственного бюджета за счет труда мигрантов, занятых в личных хозяйствах и семьях россиян, законопроект предполагает также с помощью различных льгот и преференций привлекать в Россию квалифицированную иностранную рабочую силу.
Наиболее ценным работникам предоставляется право стать в России резидентами, т. е. иметь равные права с россиянами на уплату подоходного налога по ставке в 13 %. Что касается неорганизованных трудовых мигрантов, то они станут легальными, если сначала приобретут в территориальном органе Федеральной миграционной службы (ФМС) патент.
В ходе кризиса в России в проблеме гастарбайтерства возник целый ряд новых явлений. В предкризисный период приехавшие в нашу страну неквалифицированные или малоквалифицированные мигранты в поисках заработка соглашались на полурабские условия непрестижного труда, от которых отказывались коренные жители, и так или иначе находили себе какую-либо работу.
Когда же начался кризис, то в условиях массовой безработицы, как заявил в декабре 2008 г. премьер-министр РФ В. Путин, правительство не имело возможности обеспечить всех гастарбайтеров работой. Многим из них объявили об увольнении, другим — о переводе на частичный рабочий день или неделю, о сокращении зарплаты либо
об отправке в неоплачиваемый отпуск. У многих мигрантов не было даже средств на обратную дорогу. К тому же многие не стремились возвращаться на родину, поскольку и там, особенно в условиях кризиса, они не надеялись найти работу
В конце 2008 г. в Екатеринбурге гастарбайтеры-строители объявили первую в нашей стране забастовку трудовых мигрантов. Примерно 250 строителей из Таджикистана потребовали от работодателя созданного в 2007 г. ООО «Альфа-Строй» погашения долгов по зарплате в сумме 11 млн рублей. Как заявил руководитель забастовки, председатель региональной общественной организации «Общество таджикской культуры “Сомон”» Фарух Мирзоев, они в течение нескольких дней саботировали строительство, пока фирма — подрядчик ООО «Альфа-Строй» не выплатила им зарплату за три месяца. Также с боем добывали свою зарплату за три месяца в декабре 2009 г. гастарбайтеры, работавшие на строительстве объектов на острове Русский, возводившихся к саммиту АТЭС-2012.
В конце 2008 г. Федерация профсоюзов Свердловской области объявила о создании первого в России профсоюза трудовых мигрантов с целью защиты прав рабочих из стран ближнего зарубежья
и, в частности, увеличения их зарплат до уровня оплаты труда российских рабочих. По данным профсоюзов, работавшие в тот период в строительной отрасли рабочие-инострацы получали 6-8 тыс. рублей в месяц, а граждане России — от 12 до 15 тыс. рублей. Профсоюз также занялся официальным оформлением трудовых мигрантов на предприятиях. Причем катализатором создания этого профсоюза, по словам его лидеров, послужил финансово-экономический кризис.
В ходе кризиса трудовые мигранты из Узбекистана и Таджикистана создали своеобразную кассу взаимопомощи и передавали в нее по 100-150 рублей. Это позволило им рассчитывать на оплату лечения в больнице, выкуп из милиции, наем адвоката, консультацию юриста и, если возникла срочная необходимость, покупку билета на родину.
Кроме того, эта организация оказывает гастарбайтерам помощь в ликвидации долгов по заработной плате, которую иногда не платят по 6-8 месяцев. Так, например, когда закрыли Черкизовский рынок, на средства диаспор открыли полевую кухню, юристы консультировали мигрантов. Как полагает лидер таджикской диаспоры в Свердловской области Фарух Мирзоев, таджики испытывают большие сложности в своей деятельности в связи с различием в положении между местными и приезжими работниками. «В мигрантской среде, — заявил он, — кроме таджиков есть еще украинцы, сербы, молдаване. Кто же этот профсоюз возглавит? Член диаспоры — идея хорошая. Но не понятно — какой диаспоры? Таджики исповедуют ислам, они будут против, чтобы ими руководил, к примеру, христианин — серб. И сами православные не захотят находиться под началом мусульманина».
Выход, на взгляд руководителя таджикской диаспоры Фаруха Мирзоева, состоит в том, что «мигранты должны входить в отраслевые профсоюзы на общих основаниях... Создание такого (миг - рантского. — Л. М.) профсоюза приведет лишь к тому, что мигранты станут еще более изолированными от остальных работников. У них и без того прав совсем немного — они полностью зависят от своих работодателей».
После распада Советского Союза в современной России особую актуальность приобрели проблемы ксенофобии, толерантности и национализма. Если в годы советской власти проживавшие в стране 180 народностей жили в условиях «равенства в бедности» и это во многом сглаживало национальные противоречия, то в новой России в этом отношении произошли серьезные изменения.
Возникновение в 90-е гг. ХХ в. на территории бывшего СССР 15 новых независимых государств, неравномерное развитие их экономик, межэтнические столкновения на Кавказе, в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Молдавии, внедрение капиталистического образа жизни и значительно большее, чем в ведущих странах Запада, социальное расслоение населения, обострение социальных последствий политического и экономического кризиса привели к беспрецедентному росту беженцев, вынужденных и добровольных переселенцев. В этой связи особую актуальность в современной России приобрели проблемы ксенофобии, толерантности, национализма и экстремизма.
Следует иметь в виду, что негативное отношение многих коренных жителей страны к приезжим возникает и усиливается не столько из-за недоброжелательного и нетерпимого отношения к ним вследствие их национальной принадлежности, а из-за обострившейся социальной напряженности, особенно в условиях кризиса и безработицы, существующей среди самих россиян.
По оценке специалистов, в случае, если безработица возрастает на 1 %, то преступность увеличивается на 5 %. То есть негативные тенденции в социально-экономической сфере связаны с преступностью в режиме сообщающихся сосудов. В последние годы в России заметно выросло количество преступлений, совершенных безработными иностранными гражданами. В Москве, по данным начальника Главного управления внутренних дел Москвы В. Колокольцева, 40 % преступлений — дело рук мигрантов.
Приезжие из стран дальнего зарубежья совершают преступления в основном против своих земляков. После совершения преступления мигранты часто сразу же уезжают, и их невозможно задержать.
Следует также отметить, что в период финансово-экономического кризиса преступность по отдельным видам преступлений выросла на 7-8 % в год.
В ходе опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в конце 2009 г., выявлено, что 51 % опрошенных негативно оценивают межнациональные отношения в Москве. При этом 36 % респондентов считают их напряженными, а 15 — конфликтными. Наиболее склонны к такой оценке те, кому 60 лет и старше (52 %), а также малообеспеченные горожане (62 %). Главной мерой, способной предотвратить рост межнациональной напряженности и конфликтов между коренным населением и мигрантами в Москве, является, по мнению столичных жителей, ограничение притока неквалифицированной рабочей силы и ужесточение порядка их въезда и регистрации (67 %). В то же время 29 % москвичей, согласно опросам, лично сталкиваются с враждебным или просто неуважительным отношением к себе со стороны иностранных работников.
Как показывает опыт миграционных процессов в других странах, проблемы с мигрантами увеличиваются в тех случаях, когда численность иностранных работников на ограниченном пространстве превышает 30 %. В то же время ассимиляция возможна лишь тогда, когда мигранты составляют незначительную долю в населении и они не могут создать свои национальные анклавы. В противном случае возникает нечто подобное гетто, приезжие не стремятся включиться в русскую культуру и жизнь и все делают для того, чтобы перенести на новое место жительства свои нравы и обычаи, молельные дома, судебную систему, культуру. Так, например, половина исламской молодежи в Англии живут по законам шариата, дети из мусульманских семей учатся в религиозных школах, а их родители одобряют действия «Аль-Каиды».
«Жить по закону, сообразуясь со сложными общественными установлениями, — пишет Г. Старостенко, — более в природе Запада, чем в понятиях Востока... Но больше всего средний европеец зол на мигрантов с Востока не потому, что у них иной цвет кожи и “некомплементарная культура”. Его злит, что на новой родине они начинают яро исповедовать и выставлять напоказ культурные фетиши, от которых и бежали когда-то с родины исторической.
Речь о религиозных фундаменталистах. Они могут быть замечательными людьми сами по себе, но при капитализме — глобализме — империализме (в условиях борьбы цивилизаций) они приходят и остаются en masse, не зная истории страны пребывания, всей сложной диалектики ее добра и зла».
В условиях двух десятилетий реформ в России в ходе кризиса постепенно изменилась психология людей труда. Если еще недавно многие россияне считали, что они никогда не будут работать на стройке и в других местах, где работают мигранты, то в последнее время отделы кадров многих предприятий стали получать заявки от российских граждан об их готовности за большую заработную плату работать даже в отдаленных регионах страны. И хотя у нас в стране даже в условиях кризиса сохраняется очень много вакансий, но человек, занимавшийся более квалифицированным трудом, далеко не всегда готов согласиться на менее оплачиваемую и престижную работу. То есть возникает своего рода социально-психологический барьер, с которым нельзя не считаться.
Из опрошенных 3000 респондентов из всех федеральных округов России 38 % заявили, что готовы переехать в другой город ради новой работы, а 46 % дали отрицательный ответ. В то же время большинство из них не желают занять менее оплачиваемые и непрестижные места, на которых работают трудовые мигранты.
Хотя в ходе кризиса в России увеличилась армия безработных, в Москве и ряде других крупных городов сохранился дефицит рабочих рук определенных специальностей. Так, например, в апреле
2010 г. в Москве насчитывалось 181,3 тыс. вакансий, а число безработных составляло 63,4 тыс. При этом больше всего были востребованы работники в реальном секторе экономики.
Но если до начала кризиса подавляющее большинство россиян не выражали желания занять малопрестижные рабочие места, на которых трудятся гастарбайтеры, то теперь, по словам руководителя Департамента труда и занятости населения Москвы О. Нетеребско - го, москвичи стали более охотно идти в профессии, которые раньше не пользовались популярностью (например, профессия водителя). Более реалистичными стали требования к зарплате выпускников высших учебных заведений.
Будучи заинтересованной в сокращении притока малоквалифицированной иностранной рабочей силы, наша страна проявляет интерес в определенном количестве квалифицированных, а тем более высококвалифицированных зарубежных специалистах, и многие из них успешно работают, например наставниками некоторых наших национальных спортивных команд.
В этой связи вызывает удивление то, что Федеральная миграционная служба приравняла процедуру приглашения зарубежных профессоров и преподавателей в российские вузы к правилам оформления рабочей карточки для дворников и сантехников. В октябре 2009 г. ФМС изменила порядок приглашения педагогов из-за рубежа. Согласно новым правилам были усложнены условия и увеличена продолжительность времени выдачи виз иностранным преподавателям и для них, так же как и для рабочих-гастарбайтеров, введены ограничения в виде квот на прием. В результате десятки преподавателей, и прежде всего преподаватели китайского, немецкого и турецкого языков, оказались вынуждены закончить работу в России и покинуть ее, несмотря на то что они приехали в нашу страну в соответствии с международными соглашениями о сотрудничестве.
Это не только нанесло урон качеству обучения наших студентов, но и ударило по престижу России. Произошедшее, по словам главы комиссии Общественной палаты по образованию Ярослава Кузь - минова, тем более поразительно, что как раз сейчас Министерство образования и науки и Федеральная миграционная служба активно и конструктивно участвуют в согласовании нового законопроекта, призванного существенно облегчить работу в России иностранцев — специалистов высокой квалификации.
Прежде всего, заявил Я. Кузьминов, необходима поправка, четко определяющая, что для занятия преподавательской деятельностью не требуется разрешения на привлечение и использование иностранных работников ни для работодателя, ни для работника. Причем с дополнением, что разрешения не требуется как для преподавательской, так и для научной деятельности.
Кроме того, высококвалифицированным иностранным преподавателям целесообразно выдавать рабочие визы на весь срок действия их контрактов, возможно до 5 лет, а наиболее перспективным ученым стоило бы предоставлять право на ускоренную процедуру получения гражданства России.
* * *
Итак, проблема гастарбайтерства, использования иностранной рабочей силы в России как в ходе кризиса, так и, особенно, в пост - кризисный период превратилась в одну из острейших социально-экономических и политических проблем развития нашей страны.
По мере перехода от экспортно-сырьевой к инновационной экономике неминуемо возникнет необходимость повышения производительности труда, внедрения новых технологий, современного оборудования, лучшей организации труда и снижения издержек производства. А это потребует значительного сокращения числа неквалифицированных или малоквалифицированных работников, которые имели рабочие места в низкопроизводительном обществе.
И если, например, в условиях нашего современного низкопроизводительного общества в Москве в апреле 2010 г. вакансий было 181,3 тыс., а число безработных — 63,4 тыс. человек, т. е. имелся «трехкратный запас» прежде всего малоквалифицированных и непрестижных вакансий, то в ходе модернизации ситуация в этом отношении должна коренным образом измениться.
И хотя в период кризиса количество желающих приехать в Россию на работу снизилось на 13-15-процентных пункта, даже в условиях кризиса и безработицы иностранная рабочая сила по-прежнему необходима.
В идеале, подчеркивает Нетеребский, количество трудовых мигрантов должно стремиться к нулю. Но при этом мы не собираемся вставать стеной на пути иностранной рабочей силы. Иначе мы остановим работу многих предприятий, в том числе и тех, на которых задействованы москвичи. У нас приоритет — москвичи, россияне. И только в силу объективной нехватки нужных отечественных кадров, чтобы не останавливать предприятие, Комиссия по привлечению и использованию иностранных работников будет разрешать брать на работу иностранцев.
Пока же наши власти даже в условиях безработицы принимают на работу больше, чем необходимо, малоквалифицированных трудовых мигрантов, не имея возможности обеспечить их даже минимально приемлемыми условиями жизни и труда. Причем миграционная служба так до сих пор не сумела наладить учет места проживания и работы многих мигрантов, а также их спроса и предложения в трудоемких и человекоемких отраслях.
В настоящее время, когда речь идет о создании после выхода из кризиса новой российской экономической модели и переходе экономики на более высокую, инновационную ступень развития, при которой рабочие места должны быть адекватными этой модели, необходимо определить не только какое количество, но и какого качества трудовые мигранты понадобятся России в новых условиях.
Естественно, что помимо определенных категорий неквалифицированных работников, которые, очевидно, и впредь будут востребованы, в значительно большей мере потребуются квалифицированные, а тем более высококвалифицированные специалисты. А их уже вряд ли устроят неблагоприятные условия оплаты труда и подвальные и полуподвальные помещения, в которых ныне проживает с грудными детьми большинство мигрантов.
К сожалению, до сих пор на государственном уровне не выработана последовательная, конструктивная, научно обоснованная программа приема и использования иностранной рабочей силы в нашей стране. Мы по-прежнему принимаем значительно больше трудовых мигрантов, чем необходимо и чем можем устроить, мы не можем наладить учет мест их пребывания и занятости.
Финансово-экономический кризис и возникшие в связи с ним проблемы, прежде всего такие, как возросшие безработица и преступность, выявили острую необходимость принять срочные меры по адекватному урегулированию в новых условиях такой важной социально-политической проблемы, как использование неиностранной рабочей силы.
Но решение этой проблемы необходимо ввести в правовое поле. При этом непременно надо учитывать, что трудовые мигранты должны дополнять рынок труда, а не переполнять его, и привлекать нужно не любых гастарбайтеров, а тех и в том количестве, в которых нуждается наша страна. В этой связи необходимо диверсифицировать потоки мигрантов как по их качественному составу, так и по регионам, особенно нуждающимся в иностранной рабочей силе.
России как развивающейся стране требуются все новые рабочие руки. В соответствии с российскими общественными программами с целью удовлетворения потребности рынка труда Федеральная миграционная служба России в контакте с зарубежными аналогичными организациями принимает ряд мер по приему в Россию необходимых иностранных работников. Например, организуется предварительное обучение необходимых экономике нашей страны молодых узбеков и таджиков непосредственно на их родине. Речь идет, в частности, об изучении ими русского языка и ознакомлении с основными требованиями, предъявляемыми к трудовым мигрантам в России. И с другими бывшими советскими республиками намечаются подвижки в этом отношении.
Как подчеркивает заместитель директора Федеральной миграционной службы РФ Е. Егорова, в относительно близкой перспективе наша экономика нуждается в притоке из-за границы миллионов рабочих рук ежегодно. Объемы неорганизованной трудовой миграции практически исчерпаны. Россия вступила в борьбу за утверждение цивилизованного, регулируемого процесса перемещения рабочей силы в нуждающиеся регионы и производства и привлечения иностранных работников.