Автора: Мейтус В.В., Мейтус В.Ю. | Год издания: 2004 | Издатель: Київ: Эльга, Ника-Центр | Количество страниц: 404
Путин мало что сделал для укрепления государства, пока исполнял обязанности президента и пока шла его предвыборная кампания. Он даже не потрудился составить сколько-нибудь конкретный план того, что намерен делать в случае избрания. Однако сразу после своей инаугурации 7 мая 2000 г. новый президент перешел в решительное наступление на конкурирующие властные центры - «удельных князей», олигархов, СМИ и Думу, - стремясь вернуть Кремлю былую власть и былые прерогативы.
Начал он с «удельных князей»6, производя атаку на трех направлениях. Во-первых, указом президента были учреждены семь федеральных округов. Они возглавлялись представителями президента, назначаемыми Путиным с целью наблюдения за деятельностью в регионах, которые входили в состав этих округов. Представители президента имели три главные задачи: 1) координировать деятельность всех федеральных ведомств в своих округах; 2) обеспечить приведение регионального законодательства в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; 3) следить за сбором налогов и расходованием федеральных средств в своих округах. Чтобы подчеркнуть важность их роли, представителей президента сделали подотчетными непосредственно главе президентской администрации и дали им места в Совете безопасности, главном политическом органе на момент создания округов. Основной целью представителей президента было не управлять регионами или наблюдать за их экономическим развитием, а усилить федеральный контроль над ними. Сами границы федеральных округов и личности представителей указывают на это. Первые по большей части совпадали с границами военных округов (а не восьми межрегиональных экономических объединений, сложившихся при Ельцине). Пять из семи представителей президента пришли из силовых ведомств - двое из КПЗ, двое из Вооруженных сил, один из МВД
Во-вторых, был подготовлен законопроект по реорганизации Совета Федерации, с 1996 г. состоявшего из глав исполнительной и законодательной власти всех российских регионов. Совет нерегулярно собирался, для того чтобы рассмотреть законопроекты, прошедшие через Думу, и некоторые другие вопросы, закрепленные Конституцией исключительно за ним. Путин хотел превратить его в постоянно заседающий орган, с тем чтобы губернаторы и главы региональных законодательных собраний уступили свои места в нем депутатам, которые могли бы посвящать большую часть своего времени законотворческой деятельности в Москве. По закону, который предложил (и быстро провел через Федеральное собрание) президент, губернаторы и главы законодательных собраний должны были уйти из Совета, делегируя свои полномочия депутатам, не позднее января 2002 г. Такое устройство этого органа имело, с точки зрения Путина, два преимущества. Первое - оно лишало губернаторов прямого права голоса при обсуждении и принятии федерального законодательства. Второе - и главное - оно лишало их иммунитета против уголовного преследования (которым, согласно российской Конституции, обладают все депутаты любого уровня).
В-третьих, появился еще один законопроект, позволяющий президенту отправлять в отставку региональных лидеров и распускать местные законодательные собрания за действия, противоречащие федеральным законам. В обоих случаях предусматривалась долгая и запутанная процедура, включающая предупреждения со стороны президента, ответы региональных властей, вынесение решений в различных судах, - всё это заняло бы как минимум несколько месяцев. Тем не менее закон давал Путину сильное психологическое преимущество перед губернаторами, которые, все как один, так или иначе нарушали федеральные законы.
За кампанией, развернутой с целью приструнить местных «князей», последовал ряд громко разрекламированных атак на деловых лидеров, в том числе было заведено несколько уголовных дел об уклонении от уплаты налогов. Во время выборов Путин пообещал устранить олигархов как главную политическую силу и сделать крупных бизнесменов «равноудаленными» от Кремля. Атаки были призваны придать вес этим заявлениям, продемонстрировать олигархам, что им больше не позволят помыкать правительством. Встретившись вскоре после этого с восемнадцатью олигархами, Путин заверил их, что генеральной ревизии процесса приватизации не будет, но не отрицал возможности пересмотра ее результатов в отдельных случаях (в том числе, вероятно, когда дело будет касаться тех, кто его критикует). Он не стремился к новой национализации, а, скорее, хотел заставить большой бизнес работать в интересах государства8.
В рамках кампании против олигархов были предприняты действия против двух наиболее заметных из них - Бориса Березовского и Владимира Гусинского, открыто использовавших подконтрольные им средства массовой информации для реализации собственных политических и коммерческих задач. Путина особенно беспокоило то, что они контролировали два ведущих телеканала, ОРТ и НТВ, поскольку телевидение стало играть первостепенную роль в формировании общественного мнения9.
Кампания против Гусинского фактически началась летом 1999 г., когда он порвал с Кремлем, не согласившись с выбором преемника Ельцина. Гусинский использовал принадлежащие ему СМИ для агитации за двух главных соперников Путина - московского мэра Лужкова и бывшего премьер-министра Примакова. Тогда Кремль, желая надавить на Гусинского, задействовал свои рычаги: государственные банки и «Газпром», в котором государству принадлежало почти 40 % акций, потребовали назад предоставленные ими займы. Кампания набрала обороты после инаугурации Путина, в частности потому, что, по большинству отзывов, президент принимал в ней личное участие: говорят, его особенно раздражала резкая критика войны в Чечне и выпады против его жены в СМИ, контролируемых Гусинским. В первую неделю после инаугурации правительственные службы совершили налет на штаб-квартиру медиа-империи Гусинского; несколько недель спустя сам Гусинский был задержан на трое суток10.
В тот же период попал под удар и Березовский, в основном из-за нелицеприятных сообщений о Путине и его политике на принадлежащем ему канале ОРТ. По словам Березовского, ему угрожали, что обойдутся с ним, как с Гусинским, если он не откажется от своей доли в телекомпании. Его вызывали на допросы в Генеральную прокуратуру по делу о хищениях в компании «Аэрофлот», в незаконном расходовании средств которой он некогда обвинялся. Березовский заявил, что Путин заставил его выбирать между участью «политического узника или политического эмигранта»11. Давление возымело действие: в конце концов Березовский продал свои акции ОРТ деловому партнеру, передавшему реальный контроль над телеканалом в руки государства.
И наконец, Путин и его союзники постарались добиться, чтобы Дума стала как можно более покладистой. Сперва Путин поддержал на парламентских выборах «Единство» - блок, спешно сколоченный из региональных лидеров второго плана в самом начале предвыборной кампании. «Единство» уверенно финишировало вторым, и Кремль получил в свое распоряжение большой и уступчивый блок лоялистов в новой Думе. Как только последняя приступила к работе, команда Путина заключила сделку с коммунистами: их представитель остался спикером, им дали множество председательских кресел в комитетах - тем самым коммунистам ограничили пространство для маневров, направленных против Путина. Таким образом, Путин создал весьма внушительный блок своих сторонников в центре политического спектра и обеспечил себе значительную свободу действий в отношениях с Думой. В области экономического законодательства он мог пойти вправо и вступить в коалицию с реформистскими партиями, а в вопросах государственного строительства - сколотить большинство, переместившись влево.