Политическая партия: стратегия и управление

Автора: , | Год издания: 2004 | Издатель: Київ: Эльга, Ника-Центр | Количество страниц: 404

Детерминизация СОВ ВО внешней Среде

Реформ, предложенных Путиным, может оказаться недостаточно, ибо при любой попытке перестроиться Россию ждут внушительные препятствия - в том числе серьезные проблемы, связанные с качеством ее человеческого и интеллектуального потенциала и экономической инфраструктуры. Эти проблемы в значительной мере достались ей в наследство от советского периода, но в 1990-е гг. их усугубили неверная политика и пренебрежение.

За последние 30 лет произошло существенное ухудшение человеческого потенциала России. В 1970-е гг. кризис в области здравоохранения приобрел такие пугающие масштабы, что советские власти стали попросту скрывать информацию о состоянии здоровья населения ’.

Все также согласны (хотя причины называют разные) с тем, что в течение десяти лет после развала Советского Союза ситуация в здравоохранении ухудшалась еще более быстрыми темпами. К концу 1990-х гг. Россия по состоянию здравоохранения напоминала одну из развивающихся стран.

Для иллюстрации остроты российских проблем часто используют показатель продолжительности жизни мужчин; в 1966 г. она составляла чуть больше 64 лет, а в 1999 г. стала меньше 60. Но фактически смертность увеличилась во всех сегментах населения. Среди причин ранней смертности - высокий процент самоубийств, детские травмы, алкоголизм, сердечно-сосудистые заболевания, рак Мало шансов, что ситуация вскоре коренным образом переменится, напротив, она может даже усугубиться, поскольку, по всем свидетельствам, Россия стоит на пороге эпидемии ВИЧ/СПИД8.

В результате высокой смертности и низкого коэффициента рождаемости (1,17, притом что для обеспечения простого воспроизводства необходим коэффициент 2,14) Россию в ближайшее десятилетие и дальше ждет резкое сокращение общей численности населения. С конца советской эпохи ее население из 149 млн чел. уже сократилось примерно на 3 млн чел. Официальные и научные прогнозы говорят, что к 2015 г. численность населения может снизиться до 134 млн чел. Одновременно, уменьшаясь в числе, население России стареет, так что к 2015 г. на трех неработающих будет приходиться всего четыре работающих4. Эта грустная статистика побудила Путина заявить в своем первом ежегодном послании Федеральному собранию: «Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация - одна из тревожных»10.

Интеллектуальный потенциал России за последние 30 лет ухудшился так же, как и человеческий, о чем свидетельствует упадок научно-исследовательского сектора (НИР) и системы образования. Признаки кризиса в секторе НИР начали появляться в 1970-1980-е гг., когда стало ясно, что Россия отстает от ведущих мировых держав во многих важнейших технологических областях, за исключением тех, что связаны с обороной. В 1990-е гг., когда Россия старалась приспособиться к требованиям рыночной экономики, упадок продолжался ускоренными темпами. Финансирование обширной системы НИИ, созданной в советское время, сократилось с 2,89 % от ВВП в 1990 г. до 1,23 % от намного уменьшившегося ВВП в 1997 г. Оборудование без достаточного финансирования устаревало. В 1989 г. 50 % оборудования эксплуатировалось меньше 5 лет, и только 20 % было старше 10 лет; к 1995 г. - соответственно 8 % и 65 % Тысячи ученых покинули НИИ ради более высокооплачиваемой работы в частном секторе или (в несколько меньшей степени) за рубежом, так что число занятых в секторе НИР с 1992 г. (когда их насчитывалось 900 тыс. чел.) до 1999 г. сократилось примерно наполовину. А главное - качество оставшейся рабочей силы ухудшилось, поскольку ушли в основном наиболее талантливые и молодые ученые1

Система образования в 1990-е гг. тоже переживала упадок Здесь дело было не столько в недостатке финансирования - в процентах от ВВП оно в 1990-х гг. оставалось на прежнем уровне, примерно 3,5-4 %, хотя, конечно, в абсолютном выражении сильно сократилось12. Проблема заключалась в другом. В первую очередь, видимо, в том, что Россия унаследовала от СССР элитистскую систему образования и мало что сделала для того, чтобы изменить ее. Как выразился один специалист, «существующая в России образовательная система дает высококачественное образование для элиты и весьма посредственное — для масс»13. Но в условиях информационнотехнологической революции решающее значение для всестороннего экономического развития имеет общий уровень образования населения в целом, а не элит. К несчастью для России, она столкнулась с настоятельной необходимостью реформирования системы образования в такое время, когда правительство стеснено в средствах, и образование в борьбе за бюджетные деньги вынуждено конкурировать с другими неотложными государственными нуждами.

И наконец, Россия унаследовала от Советского Союза устаревшую, слаборазвитую экономическую инфраструктуру. Многие промышленные объекты нежизнеспособны из-за своего местоположения, которое в советскую эпоху было выбрано без учета затрат, по стратегическим и административным соображениям, либо потому что в свое время строились для производства продукции, которая уже никогда не будет пользоваться активным спросом (следствие милитаризации советской экономики). Более двух третей эксплуатируемого оборудования служит дольше 15 лет, и почти треть - дольше 20. (Средний возраст российских заводов и оборудования примерно втрое больше, чем в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития.) Хотя в настоящее время производственные мощности загружены меньше чем на 50 %, две трети простаивающих мощностей, по некоторым оценкам, изношены до такой степени, что продуктивное их использование уже невозможно14. Реструктуризация и модернизация инфраструктуры потребует громадного объема инвестиций. Бывший министр экономики Е. ГЯсин подсчитал, что в следующие 20-25 лет России для этой цели понадобится 2,5 трлн дол. и четверть этой суммы придется просить за рубежом.

Учитывая остроту проблем человеческого и интеллектуального потенциала и экономической инфраструктуры России, а таюке то, что ими долгое время пренебрегали, легко и быстро решить их не удастся. Они сложны, взаимосвязаны и приобрели некоторую историческую инерцию. Чтобы преодолеть их, потребуются воля и целеустремленность, которых в России не было заметно десятилетиями. При условии, что не будет каких-либо радикальных изменений ее конституционного устройства, не одному, а нескольким президентам подряд придется следовать такой политике, чтобы вернуть Россию в ряды крупных мировых держав. И если последнее произойдет, это будет означать вступление в полосу исторического везения, которым раньше Россия не могла похвастаться.

Великодержавные пережитки будут только мешать России справиться с этими проблемами. С одной стороны, попытки вести себя так, как будто она все еще остается великой державой, будут отвлекать ресурсы, не давая направить их на решение неотложных задач по восстановлению страны. С другой, - затормозят и без того нелегкий выбор экономических приоритетов. Дело в том, что России, для того чтобы со временем преуспеть, нужно сконцентрировать свою экономическую деятельность, найти свою нишу в международном разделении труда. Для этого ей нужно расстаться с принципом экономической самодостаточности, который для россиян долгое время связывался с понятием великой державы. Успех невозможен без мучительного пересмотра роли России в мире, к которому большинство россиян - и особенно российских элит - пока не готовы.