Автор: Коваленко Н.Е. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: СПбГУЭФ | Количество страниц: 296
Следует отметить, что рассмотрение проблем становления и развития как теории, так и практики самоуправления, будет неполным, вырванным из исторического контекста и лишенным преемственности, без обращения к историческому опыту различных эпох и народов, поскольку идеи и практика самоуправления зародились еще в глубокой древности. Они обеспечивали существование различных сообществ людей на основах самоорганизации, развивались и обогащались, приобретая все более сложные формы на последующих ступенях культурноисторического прогресса.
В качестве первой самоуправляющейся ячейки в истории человеческого общества может быть названа первобытная община. Каковы же основные особенности общинного самоуправления, возникшего согласно современным представлениям уже на низших ступенях общинно-родовой организации - на стадии материнского рода?
Необходимо подчеркнуть, что на данной ступени общественного развития еще отсутствовал особый разряд управляющих и род, как и община, управлялись на основе принципов «первобытной демократии», для которой характерны свобода и равенство всех членов общности. Свободны и равны были все, в том числе и женщины, еще не существовало рабства, не было, как правило, и порабощения чужих племен. Экономической основой такого равенства выступало уравнительное распределение совместно добытых и являвшихся общественной собственностью средств поддержания жизни.
Таким образом, свобода и равенство - важнейшие условия и характерные признаки самоуправления первобытных общностей, хотя в тяжелых условиях постоянной борьбы за выживание, индивидуальная свобода была стеснена жестокими рамками обычаев и правил поведения членов рода, а вся общественная жизнь подчинялась законам естества.
Особенно хорошо в этом отношении изучен родо-племенной строй североамериканских индейцев ирокезов (всесторонне описанный выдающимся американским этнографом Л. Морганом), стоявших по степени своего развития в XIX веке на уровне эпохи неолита, той эпохи, в недрах которой на основе подъема и всестороннего развития производительных сил, складывались новые черты общественной структуры древнейшего человечества. Суть этих изменений заключалась в дальнейшем постепенном сплочении родовых общин, нарастании и углублении связей между ними. Именно в эпоху неолита окончательно вызревают племенные объединения, представляющие собой наиболее высокую ступень в развитии, древней родовой организации, скрепленной кровнородственными связями.
Ирокезы жили родами, являвшимися, среди известных науке, наиболее типичными и ярко выраженными образцами материнского рода. Отдельные роды были организованы в более широкие объединения. Индейцы называли такие объединения родов внутри племен братствами. Морган перевел соответствующий индейский термин аналогичным по смыслу древнегреческим словом фратрия и пришел к выводу, что фратрии образовались из двух начальных родов, составлявших вместе первичное племя. В условиях экзоганного брака, исключавшего брачные связи между сородичами, нельзя было жениться в пределах своей фратрии. Поэтому фратрии были связаны между собой преимущественно посредством брачных союзов.
В дальнейшем, в связи с непрерывным ростом населения и сегментацией племен, т. е. разделением их на новые роды и племена с последующим расселением, количество таких родов увеличивалось, они обособлялись, но и в этих условиях между ними, до известного предела, сохранялись традиционные связи и отношения. Это выражалось в том, что каждое племя по-прежнему делилось на две половины или два крыла. Но каждая такая половина состояла уже из нескольких родов - обыкновенно из трех, четырех и более. На этой ступени члены различных родов, входивших в состав той или иной фратрии, уже могли вступать в брак внутри фратрий, но не в пределах рода.
Потеряв свое регулирующее значение в сфере брачных отношений, фратрия, однако, сохранила важную организующую роль как во внешней, так и во внутренней жизни родовых общин. Две фратрии организовывали общеплеменные торжества - праздники, выступали друг против друга во время игр и состязаний. В случае смерти выдающихся представителей племени, фратрия, к которой принадлежал усопший, участвовала в похоронах, оплакивая его, в то время как другая фратрия несла на себе все заботы по устройству похоронных церемоний.
По фратриям организовывались также религиозные союзы - братства, производившие инициации, - особые обряды, совершавшиеся над юношами при достижении ими возмужалости и знаменовавшие собой переход их в число взрослых мужчин, полноправных членов племени. Известные и у многих других племен, инициации играли значительную роль в общественной жизни, так как только после совершения этих обрядов юноша получал право вступать в брак, участвовать в племенном собрании и т. д.
Еще важнее была роль фратрий в случае конфликтов, грозивших единству племени, например, в случае убийства кого-то внутри племени, а также во всех других случаях, когда тот или иной вопрос выходил за рамки данного рода: при выборе вождей, конфликтах с другими племенами и т. п.
Во время межплеменных войн у индейских племен фратрия была естественной формой военной организации: каждый род выступал в бою в составе своей фратрии; каждая из двух фратрий племени шла отдельным строем, с собственным значком, под начальством своего вождя. На этом фратриальном членении строилась вся военная организация.
Две фратрии составляли племя. Каждое племя имело собственную территорию, включавшую как область его непосредственного расселения, так и территорию для охоты и рыбной ловли. Каждое племя имело собственное имя. Роды, входившие в племя, говорили на одном, общем для них диалекте.
Племя осуществляло всесторонний контроль над жизнью отдельных родов, оно утверждало или даже смещало выбранных родами старейшин, а также военных вождей, избиравшихся специально для руководства военными действиями.
Для этого, а также для ведения других общих дел, существовал общеплеменной совет родовых вождей, действовавший на основе единогласия. Совет племени регулировал отношения с другими племенами, принимал и отправлял посольства, объявлял войну и заключал мир. Иногда во главе племени стоял верховный вождь, однако, с весьма ограниченными правами. Его основной функцией было - в особых случаях, требовавших немедленных мер, принимать их до того, как соберется совет племени.
Дальше таких племенных объединений американские индейцы в развитии своей общественной организации (самоуправления) в большинстве случаев не пошли. Однако кое-где сложились и более широкие объединения, включавшие уже несколько родственных племен. Такой была в истории североамериканского континента федерация ирокезских племен. Племена эти, насчитывавшие до 20 тыс. человек, были связаны кровным родством и общим языком, распадавшимся на родственные диалекты. Они заключили между собой «вечный союз» и имели союзный совет, состоявший из 50 старейшин, представлявших входившие в объединения роды и племена. Собираться этот совет мог только по инициативе племен; все его заседания также происходили в присутствии всех племен, причем выступить на нем мог любой ирокез - член племенного союза. Окончательное решение по любому вопросу принимал совет. Для этого, как и в племенных союзах, требовалось единогласие.
Эта стройная и законченная во всех ее деталях самоорганизация, явившаяся вершиной развития первобытно-общинного строя, закономерно вытекала из рода как основной его ячейки. Род, фратрия и племя пред-
ставляли собой три структуры, естественно связанные между собой различного рода отношениями - производственными, территориальными и, в особенности, кровнородственными и были типичным явлением у абсолютного большинства исторических народов.1
В эпоху патриархата основной самоуправляющейся социальной общностью становится община. Организационная структура управления жизнью общества усложняется, однако основой ее функционирования по - прежнему остаются демократические начала: свобода высказывания на родовом или племенном собрании; участии в нем всех взрослых сородичей и соплеменников; избрание вождей, старейшин, военных предводителей; их сменяемость в случае необходимости.
Характерной особенность этого периода является то, что управленческая власть не носит наследственного характера, не дает иных преимуществ кроме почета и уважения, и не является источником эксплуатации чужого труда. Зарождающиеся начала управленческо-властных отношений базируются на личном авторитете предводителей племени, рода, общин. Эти отношения лишены признаков господства, а у их носителей отсутствуют какие бы то ни были материальные привилегии.
В дальнейшем, по мере разложения родо-племенных отношений органы самоуправления трансформируются либо в органы «военной демократии», либо в органы политического властвования, характерные для раннеклассового общества. На данном этапе значительно усложняется структура общественного производства, а вместе с этим и социальная структура и вся система взаимоотношений внутри племени. Начинает практиковаться эксплуатация чужого труда. Поэтому военная добыча в период «военной демократии», и особенно захват пленников и превращение их в рабов, играют особую роль в экономике общины, обостряя в ней как групповые, так и личные интересы и углубляя тем самым социальное неравенство.
Внутренние разногласия, споры и претензии разрешаются советом старейшин. Вождь становится верховным арбитром племени, хотя роль собрания в решении общих дел не падает, а даже возрастает, но уже на уровне племени или конфедерации племен, т. е. на уровне военной организации.
Следует отметить, что народные собрания, как и совет старейшин, получают в это время статус постоянных органов управления. Такие народные собрания как «панку» у хеттхов; «гожень» - китайские собрания рядовых свободных граждан; собрание дееспособных воинов в древнем Шумере; индийские народные собрания «сабха» или «самити»; военные сходки индейцев Северной Америки; племенные съезды кочевников Аравии; афинское народное собрание; римские комиции; народные собрания древних германцев; скандинавские «тинги»; древнерусские вече - все они произошли из органов общинного самоуправления времен «военной демократии».
Особо следует обратить внимание на то обстоятельство, что в общностях, где родоплеменная и военная власть узурпировалась вождем или военным руководителем и остальное население отчуждалось от управления общинными делами, самоуправлению общины как самоорганизующейся общности свободных людей приходил конец. Но там, где демократическое развитие не прерывалось, где сохранялись и формировались заново благоприятные условия для воссоздания общинной демократии, самоуправление как метод демократической организации публичной власти возрождался на новой основе - на основе государства.