Автор: Коваленко Н.Е. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: СПбГУЭФ | Количество страниц: 296
Классический пример самоуправляющейся общины (полиса), разросшейся в государство, дали человечеству древние греки.
Именно античные рабовладельческие демократии, в большей степени афинская, в меньшей - римская, при всей своей ограниченности впервые в истории провозгласили народный суверенитет политической и идеологической основой государственного строя и обеспечили в периоды своего расцвета массовое участие свободных граждан в управлении государством.
К концу УП в. до н. э. царская власть в Афинах постепенно приходит в упадок и сосредоточивается в руках родо-племенной знати (аристократии). К этому же времени в афинском обществе четко сложились три основных сословия: эвпатриды (благородные), демиурги (ремесленники) и геоморы (земледельцы). Рабы ни в одно из сословий не входили, так как не имея личной свободы, вообще не считались гражданами.
Однако господство афинской родовой аристократии не могло продолжаться долго. Производительные силы афинского общества в УП-У вв. до н. э. быстро развивались. Особенно росли ремесло и морская торговля. В результате разложения общины, наряду с обезземелением значительной части земледельцев, выделились зажиточные и средние слои. На историческую сцену выступила новая социальная сила рабовладельческого общества - демос.
В социально-экономическом отношении демос не был однороден. В целом он был заинтересован в ликвидации экономического преобладания и политического господства родовой аристократии, однако отдельные его слои руководствовались при этом различными целями. Безземельная беднота и мелкие земледельцы стремились отстоять свою личную свободу, а также свободу членов своей семьи от опасности долговой кабалы и выступали за передел земли и отмену долгов. Наиболее состоятельная часть демоса - купцы, судовладельцы, хозяева ремесленных мастерских, землевладельцы незнатного происхождения - стремились лишить аристократию ее привилегий и утвердиться во власти.
В борьбу включились и афинские метеки, пришлое население города. Лично они были свободны, однако не являясь афинянами по происхождению, не обладали политическими правами и были стеснены в некоторых других отношениях. Поэтому свою главную задачу они видели в том, чтобы добиться уравнения в правах с афинскими гражданами.
В начавшемся противоборстве позиции афинских эвпатридов были ослаблены тем, что процессы имущественного расслоения затронули и их собственную среду. Одни аристократические роды разорялись, другие, приобщаясь к торговле и морскому делу, проникались новыми интересами и переходили на сторону состоятельной части демоса. В конечном счете старые формы общественных отношений - пережитки родового строя, стеснявшие развитие новых способов самоорганизации афинского общества, были сломлены, сопротивление афинской родовой аристократии нейтрализовано, а ее господство сокрушено, для чего понадобилось более чем столетие напряженной борьбы.
С конца VII в. до н. э. в народном собрании древних греков (экклесии) оформляется ареопаг центральный коллегиальный орган полисного самоуправления. В его состав ежегодно избирались архонты (регенты, начальствующие), среди которых особую роль играли: главнокомандующий армией, первосвященник и судьи.
В 594 г. до н. э., когда архонтом был избран Солон, он принял ряд мер по преодолению кризиса, все более нараставшего в Афинах из-за имущественного расслоения граждан (ростовщичество, превращение свободных граждан в рабов за долги). Аристотель так описывал время вступления на политическую арену Солона: «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных. Смута было сильная и долгое время одни боролись против других; наконец они выбрали сообща посредником и архонтом Солона, и поручили ему устройство государства.1
По происхождению Солон принадлежал к эвпатридам, но разорился и, чтобы поправить свои дела, занялся торговлей, в связи с чем побывал во многих городах тогдашней Греции. Главная цель его состояла в том, чтобы ценой известных уступок, удовлетворить наиболее настойчивые требования демоса и таким путем поднять благосостояние и обороноспособность Афинского государства.
Первым делом он отменил долговое рабство: афинского гражданина было запрещено превращать в раба. Были освобождены все граждане, ранее попавшие в рабство по экономическим причинам и установлена свобода завещания. Особые камни, которые устанавливались на земле должника были сброшены в знак освобождения его от долговой зависимости. Эти меры утвердили в Афинах (впервые в истории демократии) принцип индивидуальной свободы гражданина, а полис, город- государство, стал выступать гарантом такой свободы.
Солоном была проведена также так называемая тимократическая, или цензовая реформа, согласно которой все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на 4 разряда. Граждане первых двух разрядов пользовались всей полнотой политических прав, но несли обязанности, связанные с наибольшими расходами (1-й - постройка за свой счет судов для афинского флота, устройство общественных праздников и т. п.; 2-й - служба в дорогостоящей коннице). Отнесенные к 3-му разряду были несколько ограничены в своих правах: они не могли избираться в архонты и, следовательно, попадать в ареопаг, в ополчении же составляли тяжеловооруженную пехоту и как прочие воины должны были экипироваться за свой счет. Представители 4-го разряда (феты) обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании (сами не могли быть избранными), а в ополчении служили в качестве легковооруженных воинов.
Реформы Солона затронули также политическое устройство Афин: на основе древних 4-х фил был создан новый институт власти - «совет четырехсот», рабочий орган народного собрания (экклесии), выполнявший всю предварительную работу для рассмотрения дел на этом форуме.
Вновь созданный орган существовал параллельно с ареопагом, но отличался от него по своему составу: если в ареопаге были представлены только высшие имущественные разряды, то в совет четырехсот могли избираться все, кроме фетов, следовательно, состав его был более демократичным. Что касается функций этих двух советов, то ареопаг сохранил свое значение, осуществляя общий контроль над государственными делами и являясь верховным судом, а совет четырехсот, помимо предварительной, в перерывах между народными собраниями выполнял так же за последнее и всю текущую работу по управлению городом-государством.
Народное собрание, в период неограниченного господства эвпатри - дов почти утратившее всякое значение в политической жизни Афин, теперь вновь стало играть в ней видную роль.
Для рассмотрения гражданских и уголовных дел, а также для обжалования решений и действий должностных лиц был создан судебный орган - гелиэя, который обновлялся раз в год и формировался из представителей всех сословий, в том числе и низшего - фетов.
Таким образом, реформы Солона существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин и создали важные предпосылки для развития так называемой рабовладельческой (полисной, античной) демократии, а в ее недрах и предпосылки для формирования основ местного самоуправления.
В то же время становление Афинского демократического государства происходило не гладко. В ходе перманентно обострявшейся политической борьбы к власти неоднократно приходили тираны, которые, однако, не были похожи на восточных деспотов: они, как правило, не отменяли действующее законодательство, а административные должности при них по - прежнему замещались традиционным для полиса порядком - в результате выборов или по жребию. Кроме того, в период расцвета античной демократии правление тиранов оказывалось, как правило, непродолжительным.
В 509-507 г. до н. э. после крушения тирана Писистрата в Афинах была предпринята еще одна реформа («реформа Клисфена»), практически завершившая процесс формирования демократической государственности. Новым, что отличало ее от предшествующих преобразований было то, что на смену родоплеменному делению пришло территориальное. Все население распределялось по десяти филам. Место «совета четырехсот» занял совет пятисот», состоявший из сменявшихся ежегодно представителей всех фил - по 50 от каждой. Фила делилась на 3 тритии, а тритии состояли из демов - около 100 в каждой тритии.
С появлением полноценного государства в Афинах появилось и местное самоуправление. Оно было организовано на уровне демов, низовых территориальных структур, где руководящим органом было ежегодно сменяемое лицо - демарх, который вел учет граждан, регистрацию призывников, решал другие вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Пика своего развития афинская демократия достигла в годы правления Перикла, наиболее крупного и яркого исторического деятеля древней Греции. По своему происхождению Перикл принадлежал к самым знатным родам в Афинах. Его мать была родственницей реформатора Клис - фена, а одним из воспитателей - известный философ Анаксагор. В своей деятельности Перикл проявил себя как осторожный и дальновидный политики, блестящий оратор, разносторонне образованный для своего времени человек. Он был исключительно популярен в широких кругах граждан и, начиная с 443 г. до н. э., в течение 15 лет ежегодно избирался на должность стратега.
Афинское государство в годы Перикла управлялось народным собранием (экклесией), юридически обладавшим всей полнотой верховной власти. Экклесия никому не передоверяла своих верховных прав и пользовалась ими непосредственно. В античной Греции и, в частности, в Афинах это было возможно, поскольку все граждане могли свободно уместиться на площади своего города.
Для решения государственных дел афинские граждане собирались, примерно, через каждые 10 дней. К наиболее важным из дел принадлежали избрание стратегов и других должностных лиц; объявление войны и заключение мира; решение всех внешнеполитических вопросов, в том числе и заключение договоров о союзе; принятие отчетов у высших должностных лиц; издание различных постановлений.
Все органы Афинского государства были подчинены народному собранию. В число этих органов входили: совет пятисот, гелиэя (суд присяжных), ареопаг, коллегия десяти стратегов, избираемых по одному от каждой филы, архонты и еще ряд должностных лиц, в большинстве своем избираемых по жребию.1
Из выборных афинских государственных органов наибольшим политическим весом обладала коллегия десяти стратегов. Это была оплачиваемая должность, поэтому претендовать на нее могли только состоятельные граждане.
В руках стратегов сосредоточивались наиболее важные государственные функции: командование армией и флотом, осуществление внешней политики, распоряжение государственными финансами. Располагая такими обширными полномочиями, стратеги в то же время были подотчетны народному собранию и постоянно им контролировались.
Своеобразное право контроля было предоставлено и каждому афинскому гражданину в виде особого права заявлять жалобу на беззаконие. Он мог обжаловать любое из поступивших в народное собрание предложений или уже принятые постановления и законы. Если после рассмотрения жалобы в суде присяжных (гелиэе) она признавалась справедливой, обжалованные закон или постановление отменялись, а лица, виновные в их проведении, привлекались к судебной ответственности. Если же жалоба на противозаконие признавалась несостоятельной, то жалобщик подвергался крупному штрафу.
Таков был в общих чертах установившийся в середине V в. до н. э. в Афинах государственно-политический строй - своеобразно демократический, с элементами общественного самоуправления, оказавший огромное влияние на последующее развитие политической жизни не только в самой Греции, но и во всем мире.
В дальнейшем, после установления в 338 г. до н. э. македонского владычества, греческие полисы утратили государственную независимость, однако сохранили собственную систему управления и самоуправления и довольно широкую автономию.
Во II в. до н. э. римляне разгромили Македонию, и Греция попала в зависимость от Рима. Через 100 лет она была превращена в римскую провинцию, после чего полисная организация власти переросла постепенно в городское самоуправление, просуществовавшее несколько столетий. Таким образом, греческий полис из догосударственной самоуправляющейся общины превратился сначала в государство, а затем - в городское самоуправление в рамках Римской империи, сохранив при этом большинство существовавших ранее властных органов, функции которых теперь сводились главным образом к решению местных дел и вопросов в городе и его округе.