Местное самоуправление как форма демократии: Учебное пособие

Автор: | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: СПбГУЭФ | Количество страниц: 296

Великий Новгород - вершина самоуправления в истории средневековой Руси

Наиболее развитой формы самоуправление на Руси достигло в городах, прежде всего в Новгороде и Пскове, сохранивших и приумноживших лучшие традиции древнерусского вечевого самоуправления.

Великий Новгород был столицей обширной территории, занимавшей весь север Великой Русской равнины. Из новгородских пригородов, разбросанных на этом необъятном пространстве, наиболее известными и важными были Псков, Старая Русса, Ладога, Торжок. Основное ядро новгородской территории, в непосредственной близости от города, складывалось из пяти земель, называвшихся с ХУ в. пятинами. Далее к северу и северо-востоку простирались обширные пространства новгородских земель, или волостей, тянувшиеся за Урал, до самого Северного Ледовитого океана.

Относительно высокий уровень развития этих территорий был обусловлен рядом обстоятельств, а именно: 1) Новгородская земля, в отличие от других русских княжеств, избежала опустошительных набегов, что позволило ей сохранить самобытность своего развития; 2) именно обширность территории предопределила, во многом, своеобразие форм управления и образа жизни этого города - республики; 3) однако при всей своей самобытности Новгородская земля оставалась частью Руси, испытывала и переживала те же проблемы, что и другие регионы.

Своеобразие управления и самоуправления в Великом Новгороде связаны также с особенностями его социальной структуры. Во главе новгородского сообщества (городского и сельского) стоял сильный, влиятельный и богатый класс феодалов - духовных и светских. Духовные феодалы - высшие церковные иерархи, источником доходов которых было владение землей, лесами, водными угодьями, покровительство торговле. Светские феодалы - бояре и житьи люди - новгородские домовладельцы и землевладельцы средней руки, а также своеземцы - мелкие земельные собственники.

В новгородском боярстве выделялись две группы: крупные землевладельцы, потомки родо-племенной знати, и бояре - члены городской общины. Благодаря своему имущественному положению обе группы играли весьма значительную роль в городском управлении и самоуправлении.

Важная роль принадлежала также сословию купцов, ремесленников и молодших людей. Наиболее влиятельным из них был многочисленный и деятельный слой купцов, ведших широкую торговлю по всей Русской земле и за ее пределами.

Ниже купцов на социальной лестнице стояла масса городского населения, так называемые черные люди, - мелкие торговцы и ремесленники, наемные работники (гончары, плотники, каменщики, кузнецы и др.).

Свободное сельское население Новгородской земли делилось на две категории. В первую входили землевладельцы - собственники (земцы), которые иногда объединялись в товарищества и артели для совместного ведения хозяйства (так называемые сябры или складчики). Ко второй категории относились смерды, жившие на государственных землях Великого Новгорода, на землях церкви и других частных собственников. Крестьяне были лично свободны и имели право переходить от одних землевладельцев к другим.

Низшую ступень социальной лестницы в Новгородской земле занимали холопы, которые были слугами в боярских и других дворах, а также работниками в крупных боярских вотчинах и феодальных поместьях.

Необходимо подчеркнуть, что все слои свободного городского и сельского населения пользовались одинаковыми политическими и гражданскими правами и, принимая участие в вечевых собраниях и сходах, образовывали ту политическую общину, которой юридически и фактически принадлежала верховная власть в Новгородском государстве.

До второй четверти XII в. Великий Новгород не имел каких-либо существенных отличий от других русских городов. Однако территориальная обособленность и близость его к важнейшим торговым путям во многом обусловили своеобразие его политического устройства при котором степень самостоятельности и свободы жителей во взаимоотношениях с верховной властью оказалась неизмеримо более высокой, чем в других городах Руси. Так, уже в 1126 году новгородцы избрали посадником одного из своих горожан.

Центральным органом власти в Господине Великом Новгороде, как уже отмечалось, было вече. Участвовать в нем могли (имели право голоса) только главы семейств, а сроки его проведения никогда заранее не определялись. Собиралось вече на городской площади (Ярославовом дворище), вмещавшей до 500 человек. На этой площади была выстроена башня, в которой помещалась канцелярия, а наверху - вечевой колокол для сбора горожан.

Созывалось вече по требованию князя, посадника или тысяцкого. Главным исполнительным лицом городской власти был посадник. Он защищал интересы города перед князем, осуществлял контроль за его деятельностью, а также отвечал за верховный суд республики, назначение и смещение других должностных лиц. Начиная с XIII века главный (степенный) посадник стал избираться из пяти пожизненных кончанских посадников сроком на один год.

Количество избираемых посадников постоянно росло: в 1354 году их было шестеро, в начале XV века - восемнадцать, а к концу своей самостоятельности в Новгороде имелось уже тридцать шесть посадников.

Вече назначало также посадников в пригороды, пятины и колонии. Помимо общегородского веча (общегородского схода) существовали кон - чанские и уличанские сходы, на которых выбирали в том числе и основных руководителей ополчения - тысяцкого, сотских, десятских.

Тысяцкий являлся первым помощником посадника и отвечал за все, что связано с формированием и обеспечением городского ополчения. И у посадника, и у тысяцкого были свои помощники, которые выполняли различного рода поручения (судебные, административные и т. п.) - приставы, подвойские, позовники, известники.

Для обороны от внешних врагов и управления городом в военное время вече с конца XII века приглашало князя с дружиной. Особенностью княжеского управления было то, что он назначал людей на должности по согласованию с посадником и обязательно не из своей дружины.

Принимаемые на себя князем обязанности скреплялись обрядом кре - стоцелования и оговаривались в специальном договоре с горожанами - ряде, по которому князь, в случае невыполнения или нарушения своих договорных обязательств, мог быть отстранен от должности и даже изгнан из города.

Первые такого рода договорные грамоты появились во второй половине ХШ века и послужили в будущем важной основой для сохранения новгородцами своей политической независимости и самоуправленческих начал.

Демократическое устройство Великого Новгорода (как когда-то и Древних Афин) имело ту особенность, что все предварительные вопросы перед созывом веча рассматривал особый орган - совет господ, в который избиралось от 50 до 300 самых уважаемых граждан города. Кроме того, в него входили все ранее избиравшиеся посадники, тысяцкие, кончанские старосты, а также знатные и заслуженные бояре.

Еще одной примечательной особенностью новгородского самоуправления было то, что вече избирало не только высшие исполнительные органы светской власти - посадника и тысяцкого, но и епископа (с 1136 года) и архиепископа (с 1165 года) - высшую духовную власть города. Архиепископа, который помимо руководства церковью и церковным судом председательствовал еще в совете господ, ведал городской казной и внешнеполитическими связями города, выбирали из трех кандидатов.

В состав общегородского веча обязательно входили представители частей старшего города - концов, улиц, общин, пригородов. Они также собирали веча со своими особыми функциями, так называемые малые веча. Должностные лица, выбираемые на таких форумах, назывались свои.

Голосование на всех веча происходило, как правило, в открытой форме с помощью поднятия руки или оружия, а иногда криком или с использованием жребия. Изредка применялось тайное голосование на основе берестяных грамот. Решение принималось большинством, было обязательно для всех.

Случалось, что вече могло превратиться в потасовку, продолжавшуюся несколько дней, или в подобие суда с такими оригинальными формами судопроизводства, как сбрасывание с волховского моста или открытый грабеж боярских домов.

Как форма самоуправления Новгородское вече прекратило свое существование после похода на город в 1478 году войск Ивана III. По его распоряжению был снят и отправлен в Москву символ новгородской свободы - вечевой колокол. Псков потерял свою самостоятельность в 1570 году, причем вся городская элита была насильно переселена в другие уезды государства.

В это же время (XII-ХV вв.), сельское (крестьянское) самоуправление постепенно приобретало сословный, корпоративный характер. Оно развивалось в основном как мир (крестьянский мир) и включало в себя общее собрание крестьян (сход), компетенцией которого было решение вопросов о податях и повинностях и избрание старосты, главного должностного лица в сельской местности. Его основными обязанностями были общемирские дела: разверстка податей и повинностей по домам, раздача по приговору схода пустующих участков земли новым поселенцам, сбор арендной платы, отстаивание в суде мирской земли от захватов и притязаний, оказание помощи в получении крестьянами различных льгот от центральной власти.