Автора: Бусыгина И.М., Захаров А.А. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: МГИМО | Количество страниц: 276
Интеграция — широкое понятие, применяемое в тех случаях, когда рассматриваемое целое представляет собой нечто большее, нежели сумма составляющих его частей. В современной политологии идея интеграции используется для характеристики структуры и функционирования политических систем, что стало особенно актуально в последние десятилетия. С крахом биполярного мира начинается становление так называемого мира «больших регионов» — Западной Европы, Южной Америки, Юго-Восточной Азии. Одновременно набирающие силу процессы глобализации, преобразуя традиционное национальное государство, также выдвигают на первый план связи межрегионального уровня, хотя здесь речь идет уже о внутригосударственных регионах. В итоге сегодня региональная интеграция выступает одной из основ будущей конструкции мироустройства. Соответственно, развивается и новая область научных разработок, объединяющая подходы сравнительной политологии и теории международных отношений. [См. статьи Глобализация и Регионализм.]
История интеграционных исследований накопила немало определений этого феномена. Так, Карл Дойч (1912—1992) видел в интеграции «взаимоотношения между странами, которые являются взаимозависимыми и совместно производят тот системный продукт, которого они порознь лишены». Он полагал, что жизнеспособными могут быть лишь те интеграционные объединения, которые руководствуются прогрессивными целями: «В конечном итоге решающим вопросом для каждого такого блока будет вопрос, встающий сегодня перед любым государством или нацией: станет ли он инструментом развития и роста или механизмом застоя и разрушения» (Deutsch 1978: 198). Интересно, что теоретические подходы теме интеграции менялись параллельно с углублением интеграционных процессов на европейском континенте. Если в 1960-е годы Эрнст Хаас (1924—2003) считал смыслом интеграции создание крупных политических систем, объединяющих независимые прежде территориальные образования, то в 1990-е годы Альберта gj Сбраджа (р. 1945) рассматривает интеграционное объединение уже не просто как политическую систему, но как целостность, наделенную конкретными структурными характеристиками — федеративными или конфедеративными (Rosamond 2000: 12-13, 18). [См. статью Федерализм.]
Межгосударственная интеграция не имеет единого определения; поэтому, описывая ее, более продуктивно говорить о минимальных и максимальных признаках интеграционного объединения. Некоторые авторы считают «достаточным признаком» интеграции выраженную участниками волю к многостороннему сотрудничеству для решения общих проблем, подтверждаемую регулярностью встреч для решения вопросов, выходящих за рамки обычного международного общения (Beeson, 2007: 218). По нашему мнению, однако, данное определение описывает отнюдь не «достаточные», но «минимальные» признаки. Так, для интеграции в Азии они, возможно, и достаточны, но для процессов, развивающихся в Европе, их сегодня уже не хватит.
Согласно другой и, как представляется, более основательной версии, список «достаточных признаков» интеграционного объединения выглядит следующим образом (Hettne 1999: 3-24):
— высокий уровень сотрудничества в культурной, политической, экономической и, в меньшей степени, военной областях;
— наличие эффективных институтов принятия решений;
— наличие институтов, занимающихся обеспечением региональной безопасности;
— частичное и выборочное применение наднациональных методов принятия решений;
— способность регионального объединения выступать в качестве консолидированного субъекта международного общения, обладающего легитимностью в глазах других акторов мировой политики.
Следует отметить, что интеграция вносит существенный вклад в поддержание мирового порядка, поскольку региональные организации заметно компенсируют структурную слабость глобальных образований - таких, например, как Организация Объединенных Наций. Причем региональные группировки не только поощряют множественность центров 66 политической силы, но и упорядочивают ее. Наиболее важной их задачей в данном контексте является поддержание властного равновесия внутри самого объединения, недопущение гегемонии какой-то одной державы в рамках конкретного геополитического пространства. Помимо этого региональные организации могут способствовать смягчению межгосударственных противоречий и конфликтов. Так, хронические трения между Францией и Германией были значительно сглажены в 1950-е годы с созданием первых европейских интеграционных объединений — Европейского объединения угля и стали, Европейского агентства по атомной энергетике, Европейского экономического сообщества.