Автора: Бусыгина И.М., Захаров А.А. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: МГИМО | Количество страниц: 276
Наряду с либерализмом и социализмом консерватизм причисляют к числу метаидеологий, зарождение и концептуальное оформление которых связывают с эпохой модерна, преобразовавшей мир из «досовременного» в «современный». Откликаясь на потрясшие их события Великой французской революции, Эдмунд Бёрк (1729—1797), Жозеф де Местр (1753—1821) и Луи Габриэль Амбруаз Бональд (1754—1840) выдвинули ряд программных идей, позже составивших основу консервативной философии. По утверждению лорда Хью Сесила (1869—1956), автора популярной брошюры о консерватизме, вышедшей в начале ХХ века, применительно к периоду до 1790 года вообще невозможно говорить о «сознательно разработанном учении консерваторов» (Cecil 1912). Фактически, его породила обусловленная революцией конфигурация политических событий, и в данной связи прав Иммануэль Валлерстайн (р. 1930), полагающий, что «консервативная идеология была “реакционной” в прямом смысле этого слова, ибо стала реакцией на пришествие современности» (Валлерстайн 2003: 77). Что же касается самого термина, то его творцом выступил французский писатель Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848), в первой четверти XIX века издававший журнал «Консерватор» («Conservateur»), который ставил своей целью пропаганду идей Реставрации. В 1830 году одно из английских изданий впервые использовало этот термин для характеристики партии тори; примерно в то же время он пришел в Соединенные Штаты Америки, Германию и Россию.
Как и всякая идеология, консерватизм являлся в первую очередь не столько определенным состоянием ума, сколько политической программой. В изложении каждого из его основателей эта программа выглядела по-разному, но во всех интерпретациях имелись неоспоримые общие признаки. Во-первых, «классические» консерваторы отвергали тезис о народном суверенитете, составлявший концептуальную основу революционного брожения. Подмена суверенитета абсолютного монарха 82 суверенитетом народа, совершенная Великой французской революцией, их категорически не устраивала. По мнению основателей консерватизма, идея народа-суверена приписывает индивидам власть, принадлежащую исключительно Богу, а это с неизбежностью порождает социальные конфликты. Во - вторых, ключевым признаком, подтверждающим правильность социальных установлений, консерваторы считали следование традиции, и поэтому термины «традиционализм» и «консерватизм» почти сразу стали синонимами. [См. статью Традиция.] Только систематическое воспроизведение сложившихся норм, обычаев, представлений гарантирует стабильность социального порядка. С этой точки зрения наиболее эффективными инструментами противодействия революционной стихии оказываются три института — религия, монархия и семья. В-третьих, первые консерваторы отстаивали трансцендентные основы социального бытия, напрямую связывая разрушение социальной ткани с повреждением органичной взаимосвязи земного и Небесного. В частности, Бональд, по замечанию Исайи Берлина (1909—1997), «искренне пытался приложить интеллектуальные, нравственные и политические каноны, почерпнутые из сочинений Фомы Аквинского, к современным ему событиям» (Берлин 2001: 216). В-четвертых, государство в построениях консерваторов всегда играло ключевую роль, ибо именно в нем они — как, впрочем, и представители иных идеологий, — видят главный инструмент реализации своей социальной программы. Причем в данном случае подразумевалось государство особого типа: монархическое, корпоративное, опирающееся на религиозные институты.
В рамках консервативной мысли принято выделять умеренное и радикальное направления, ведущими представителями которых были, соответственно, Бёрк и де Местр. По словам авторов Британской энциклопедии, «в то время как консерватизм Бёрка по сути является эволюционным, консерватизм де Местра контрреволюционен. Оба мыслителя предпочитают традицию новшествам 1789 года, но традиции у них разные: первый сражается с Французской революцией ради попранных ею традиционных свобод, а второй — ради традиционной идеи власти» (Britannica: 428). Именно поэтому, в частности, беспощадно критикуя якобинцев, Бёрк выступал в защиту американской революции 1776 года (Бёрк 1993). Необходимо отметить, что наиболее значительное влияние на развитие консервативной идеологии XIX и XX столетия оказал умеренный консерватизм.
В ходе исторической эволюции консерватизм проделал значительный и сложный путь, весьма далеко отклонившись от своих истоков. В первой половине XIX века он прочно ассоциировался с отстаиванием монархических и аристократических начал. Присущий ему авторитаризм обрел второе дыхание спустя столетие - в популистских движениях, которые возобладали в бывших колониальных, зависимых и слаборазвитых странах. В конце ХХ века консервативное сознание колебалось между патерналистскими надеждами на государство и постоянно укрепляющейся верой во всемогущество свободного рынка. Двусмысленность и противоречивость этих идейных установок обусловили как слабость, так и силу современных консерваторов: их способность к заимствованиям и внешним обогащениям в наши дни превзошла все ожидания, сделав консерватизм весьма гибкой и устойчивой политикомировоззренческой системой.