Автора: Бусыгина И.М., Захаров А.А. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: МГИМО | Количество страниц: 276
Условия и особенности становления консервативной идеологии предопределили ее ценностное наполнение. Поскольку революция, в глазах первых консерваторов, стала следствием утраты связи между человеком и Богом и вытекающего отсюда распада социальной жизни на индивидуальные составляющие, они радикально противопоставили христианскую религию атеизму и агностицизму, социальное и духовное родство людей — общественной атомизации, чувственно-мистическое постижение мира - рационализму. Сэмюэль Хантингтон (р. 1928) особо подчеркивает это тяготение консерватизма к ситуативной самоидентификации, поскольку он ориентирован в прошлое, а толкование последнего неизменно задается настоящим (Huntington 1957). Иными словами, представляя собой негативную реакцию на экспансию Просвещения, консерватизм формировал свой ценностный свод, отталкиваясь от идеалов своих противников: сторонники этой идеологии последовательно отвергали все просветительские ценности. [См. статьи Либерализм и Социализм.] Но при этом ранней консервативной мысли был присущ наступательный характер; так, страстно нападая на «тупое безразличие, называемое толерантностью», де Местр отрицал присущий рационализму дух компромисса, считая синтез традиции и модерна абсолютно невозможным, что позволило некоторым исследователям сравнивать его с наиболее неистовыми якобинцами. По словам Берлина, такая деятельность «не пассивна, но активна; это не тщетная попытка воспроизвести прошлое, но колоссальное и успешное усилие подчинить будущее образу минувшего» (Берлин 2001: 257).
По мнению Александра Галкина (р. 1922), базовой ценностью консерватизма является «недоверчиво-отстраненное отношение к человеческой личности, рассматриваемой как несовершенный продукт творения, “сосуд греха”, нуждающийся во имя собственного блага в твердой руке» (Галкин 2000). Соответственно, эта ценность определила и все прочие: настороженное отношение к разуму, отрицание равенства как принципа социальной жизни, необходимость иерархии, потребность в сильных институтах принуждения. Разумеется, в разные эпохи консерватизм по-разному расставлял ценностные приоритеты, перетолковывая и заново интерпретируя собственные идейные принципы, но общий контекст во все времена оставался более или менее неизменным.
Противодействуя переменам, консерваторы опираются на разнообразные аргументы, но их главным концептуальным оружием выступает ссылка на традицию. «Консерватизм представляет собой тип политической мысли, политическую идеологию, главным систематизирующим принципом которых выступает принцип следования социальной традиции» (Гусев 2001: 240). Под традицией имеются в виду ценности, практики и институты, переходящие от поколения к поколению, что и является основным свидетельством их разумности и состоятельности. [См. статью Традиция.] Разумеется, подобный критерий не воспринимается либералами, которые оценивают общественные установления, исходя из их эффективности в защите индивидуальных прав и свобод. Для консерватора же именно традиция выступает тем ядром, на которое наращивается вся социальная ткань. «Традиция означает голосование за самый неосязаемый из общественных классов, за наших предков, — говорил английский писатель Гилберт Кит Честертон (1874—1936). — Это демократия мертвых» (Heywood 2003: 73).
Учитывая все сказанное, трудно согласиться с теми, кто полагает, будто, в отличие от либерализма и социализма, консерватизм не обладает устойчивым идейным ядром. Более того, у консерватизма есть серьезное преимущество: в то время как социалисты и либералы отстаивают ценности нормативные, еще не имеющие места в реальной жизни, консерваторы борются за ценности предметные, осязаемые и состоявшиеся. «Либерализм постоянно вынужден отстаивать свое право на существование, а консерватизм просто есть», — замечают авторы Британской энциклопедии (Britannica: 427). С этой точки зрения консервативную доктрину следует признать весьма жизнеспособной и вполне обоснованно претендующей на общественную поддержку.