Автора: Бусыгина И.М., Захаров А.А. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: МГИМО | Количество страниц: 276
Наряду с такими категориями, как «власть», «государство», «суверенитет», понятие «нация» традиционно предстает одним из базовых элементов политического анализа. Важным (хотя и не единственным) следствием политической активности наций стал национализм — центральный феномен ХХ столетия. В отличие от интеграции индивида в иные социальные общности, принадлежность к нации определяется не только самоощущением, но и биологическим фактом рождения, что ставит нацию в особое положение, предопределяя ее крайне запутанные взаимоотношения с государством. Сам термин «нация» происходит от латинского nasci, что значит «быть рожденным». Вместе с тем сведение идеи нации к наличию общих предков, общей истории или общей территории, предполагающее рассмотрение каждого из этих факторов в качестве основного, логически непродуктивно. Гораздо более совершенной выглядит трактовка, согласно которой на этот статус может претендовать любая группа, ощущающая себя нацией.
Британский историк и публицист Уолтер Бейджхот (1826—1877), для которого история XIX века была процессом «образования наций», отмечал: «До тех пор пока нас не спрашивают, мы понимаем, что это такое, но тотчас же объяснить или определить мы не в состоянии» (Хобсбаум 1998: 5). Действительно, понятие нации едва ли поддается однозначному определению, а критерии отнесения к нему размыты; конкретная дефиниция зависит от того, к какой научной школе принадлежит ее создатель. Между тем почти в каждом из многочисленных описаний нации упоминаются, по меньшей мере, два ее признака: связь с той или иной территорией и наличие особой идентичности. Расхождения исследователей начинаются там, где речь заходит о политических аспектах национального бытия. В связи с этим различаются и трактовки национализма. В частности, ряд специалистов считает, что любая нация стремится политически выразить себя через создание собственного государства; национализм при этом трактуется как идеология права наций на самоопределение. В настоящее время, однако, такая интерпретация национальной проблематики стала предметом острых дискуссий, поскольку данный взгляд все более энергично оспаривается как в развитых, так и в развивающихся странах. [См. статью Либерализм.]
Фактически, формирование наций было составляющей модернизации и представляло собой исторический процесс, связанный с появлением и укреплением нации-государства как особого типа государственности, в рамках которой правительство осуществляет всю полноту суверенной власти в границах определенной территории, а граждане подчиняются ему, осознавая свою принадлежность к единой нации (Ноженко 2007). Понятие нации-государства явилось одним из ключевых понятий модернистского проекта. Сегодня подобная модель все чаще ставится под сомнение. Это объясняется усилением межгосударственных структур, большей, чем прежде, прозрачностью и проницаемостью государственных границ, развитием самоуправления и альтернативных движений, которые часто тоже становятся транснациональными. [См. статьи Глобализация и Постмодернизм.]