Автора: Бусыгина И.М., Захаров А.А. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: МГИМО | Количество страниц: 276
Термином «просвещение» (с заглавной буквы) обычно обозначают историческую эпоху в развитии европейской философии, науки, культуры, длившуюся примерно с конца XVII века по начало XVIII века. Принципиальным является то обстоятельство, что эта совокупность политических, экономических, социальных и культурных событий до сих пор оказывает влияние на нашу жизнь (McMahon 2001). Центральным понятием той эпохи стал «естественный свет разума», lumen naturale, а основополагающей идеей выступало убеждение в том, что разум есть своего рода универсальный инструмент, посредством которого можно познать все законы, объясняющие кажущийся хаос природного и социального мира. Предполагалось, что именно успешное развитие и применение разума обеспечит моральное совершенствование человеческого рода, которое, в свою очередь, позволит постепенно преодолеть все формы несвободы (Lively 1966) Присущая просветителям вера во всемогущество разума сегодня, возможно, выглядит наивной. Однако, принимая ли традиции просвещенческого рационализма или же, напротив, критикуя и отрицая рациональность той великой эпохи, мы в любом случае, по выражению французского философа Мишеля Фуко (р. 1926), остаемся «существами, в некоторой части исторически определенными Просвещением» (Фуко 1999).
Понятие «просвещение» имеет и другое значение, которое тоже связано с определенным периодом европейской истории, но понимается, скорее, как его важнейшее, сущностное следствие. В этой своей ипостаси, широко утвердившейся в России, термин «просвещение» конкурирует с термином «образование» зачастую они вообще используются как взаимозаменяемые.
На мой взгляд, с такой трактовкой согласиться довольно трудно, поскольку она недопустимо упрощает проблему. Если «образование» понимается как передача знаний, пусть даже глубоких и разнообразных, от учителя к ученику, то «просвещение» соединяет такую передачу с нравственным осмыслением переданного, в результате чего обязательной компонентой просветительства оказывается воспитание. Просвещенный человек, в отличие от образованного, не просто обладает обширными познаниями, но умеет и хочет использовать эти знания во благо. Для него знания сами по себе не являются самоцелью, хотя для человека образованного такое вполне возможно. Иначе говоря, в то время как образованный может жить анахоретом, читая книги и приращивая свои и только свои знания, просвещенный человек имеет гражданскую позицию и стремится реализовать ее.