Автора: Бусыгина И.М., Захаров А.А. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: МГИМО | Количество страниц: 276
В последние десятилетия возрастание роли регионов, входящих в состав того или иного государственного целого, привело к распространению во многих странах такого явления, как регионализм. Оформившиеся еще в Средние века территориальные сообщества — регионы — не только «не растворились» в едином национальном государстве, но сохранились, а в настоящее время и укрепляются, что приводит к принципиальной трансформации модели территориально-политического устройства государства. Система государств-наций не привела к исчезновению альтернативных им различных территориальных сообществ, которые в настоящее время выходят на политическую авансцену, укрепляя свое политическое значение и расширяя каналы доступа к национальному политическому процессу. [См. статью Суверенитет.]
Обзор современных исследований показывает, что сегодня это понятие связано с такими разнородными процессами, как децентрализация, деволюция, сепаратизм. Регионализм можно определить как стратегию региональных элит и/или идеологию регионалистских политических партий, направленную на систематическое и последовательное расширение регионами собственной автономии. Этот процесс предполагает обновленное структурирование государственного целого, которое выступает следствием политической, экономической и социокультурной мобилизации регионов. Регионализм отвечает пространственной стратификации общества и направлен на извлечение преимуществ из естественного территориального деления современных государств. В этом смысле он представляет универсальную тенденцию нашего времени (Бусыгина 2006).
В зависимости от выдвигаемых региональными элитами целей можно выделить политический, экономический и культурный регионализм. Так, если в качестве базовой задачи выдвигается расширение политических прав региона и достижение той или иной степени политической автономии, то можно говорить о регионализме политическом, отвечающем региональной стратификации политического пространства. 185 Тем не менее, следует иметь в виду, что подобное деление весьма условно, поскольку характер регионализма может меняться все его разновидности взаимосвязаны и постоянно перетекают одна в другую. В конечном итоге регионализм нацелен на сглаживание контрастов между центром и периферией; тем самым он выполняет стабилизирующую функцию, хотя порой практика регионалистских движений объективно консервирует отсталость, выдавая ее за самобытность.
Важно подчеркнуть, что политический регионализм не тождествен сепаратизму. В отличие от последнего, он нейтрален по отношению к государственному целому, в рамках которого развивается, и не несет в себе деструктивного потенциала. Впрочем, в крайних своих проявлениях регионализм действительно может трансформироваться в сепаратизм. Но, во-первых, подобное происходит только в тех случаях, когда с устремлениями региона (или регионов) не считаются, а во - вторых, при подобном варианте регионализм приобретает качественно новый характер, превращаясь в принципиально иное явление.
Еще не так давно понятие «регионализм» представлялось весьма расплывчатым и невнятным; этот феномен воспринимался как нечто мелкомасштабное, провинциальное, узкое и, соответственно, относящееся к второстепенным для современного государства проблемам территориального распределения власти. Радикальные сдвиги последних лет — глобализация и вытекающее из нее становление комплексной, плюралистической, многомерной и многополярной социальной реальности коренным образом изменили прежнюю ситуацию и заставили переоценить значение регионов и смысл регионализма. [См. статью Глобализация.] Как отмечал полтора десятилетия назад английский историк Эрик Хобсбаум (р. 1917), «“регионы” представляют собой в наше время более рациональный элемент крупных экономических структур, подобных Европейскому Сообществу, нежели исторические государства, являющиеся его официальными членами» (Хобсбаум 1998: 293). С тех пор интенсивность региональных процессов заметно возросла, они сейчас находят все более разнообразные проявления, формируя собственную институциональную среду.
Особое внимание следует уделить взаимосвязи между регионализмом и федерализмом (Swenden 2006: 13—18). Развитая 186 региональная политическая культура, безусловно, играет первостепенную роль в построении федеративной государственности, поскольку именно федерализм является тем способом государственного устройства, который позволяет защищать интересы меньшинств, организованных в субнациональные территориальные единицы — регионы. В этой связи регионализм можно считать фундаментом для федерализма, поскольку при его отсутствии или недостатке выбор федеративного порядка представляется политически бессмысленным (Колобов, Макарычев 1999). Федерализм без регионализма невозможен, однако регионализм может существовать и без федеративной государственности. Так, процессы децентрализации, развивающиеся в Италии и Франции, были не в последнюю очередь стимулированы регионализмом, который привел к существенным изменениям формата отношений между центром и регионами в этих прежде унитарных государствах. Иными словами, регионализм — необходимое, хотя и отнюдь не достаточное условие федеративного строительства. [См. статьи Политическая культура и Федерализм.]