Автора: Бусыгина И.М., Захаров А.А. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: МГИМО | Количество страниц: 276
Под регионализацией понимается процесс перераспределения государственных полномочий в пользу регионов, а также учет региональных интересов и потребностей в политике, экономике, управлении, планировании (Трейвиш, Артоболевский 2001). Необходимо отличать регионализацию от регионализма: если регионализм, как особая стратегия региональных элит и политических партий, говорит о намерении перераспределить власть, то регионализация описывает реальный процесс ее перераспределения. Иными словами, не всякий регионализм влечет за собой регионализацию. Если процессы регионализма развиваются снизу, из регионов, то регионализация, напротив, идет сверху, с национального уровня. В то же время и регионализм, и регионализация — антонимы централизма, централизации, унификации, хотя их далеко не всегда можно отождествлять с дезинтеграцией и сепаратизмом.
Регионализацию можно рассматривать как естественный результат наблюдаемой сегодня трансформации национального государства, которая, в частности, находит свое выражение в так называемой диффузии власти: она в нарастающих масштабах переходит как наверх, к наднациональным и межгосударственным организациям и структурам, так и вниз, к регионам, местным сообществам, гражданским институтам (Со1отег 2007). Именно поэтому в последней четверти ХХ века резко возрос интерес к деятельности всевозможных межгосударственных и внутригосударственных объединений регионального плана. Если регионы в процессе регионализации видят возможность расширения своих прав и усиления политической автономии, то центральное правительство может поощрять регионализацию, стремясь избежать ответственности за те или иные спорные решения и перекладывая ее на плечи своих региональных партнеров. Кроме того, бывают случаи «стихийной регионализации», когда центр просто оказывается неспособным контролировать рассредоточение власти или препятствовать ему.
Усиливая общую эффективность государственной власти, регионализация может стать благом для демократической по - литии (Колобов, Макарычев 1999). Во-первых, она заметно расширяет возможности для эксперимента, поиска и внедрения удачных находок в управленческой области. Иными словами, регионы в ее условиях получают возможность отрабатывать собственные, а не предлагаемые сверху модели регионального управления и развития; более того, самые удачные из них, разработанные в одном регионе, могут «мигрировать» по территории страны, усваиваясь и совершенствуясь в других местах. В результате вся система становится все более гибкой, динамичной и конкурентоспособной.
Во-вторых, политическая регионализация позволяет сократить дистанцию между политической элитой и рядовыми гражданами. Известно, что в крупных политических системах элита в меньшей степени представляет интересы граждан, что порождает так называемый демократический дефицит. Регионализация же предоставляет гражданам новые каналы политического участия, вовлекая их в политику на тех уровнях, которые прежде были закрыты для прямого социального действия. Здесь уместно сослаться на опыт Франции, где процессы регионализации в 1970-е и 1980-е годы привели к созданию регионов, основным политическим институтом которых стали региональные советы, избираемые населением напрямую.
Наконец, в-третьих, регионализация укрепляет принципы диалога и компромисса между различными уровнями самой государственной власти. Необходимость постоянно поддерживать порой довольно хрупкий баланс между интересами государства как такового и его составных частей «облагораживает» политическую систему, позитивно воздействуя на политический класс и, в конечном счете, на население в целом. Кроме того, в молодых демократиях наличие сильных регионов и выраженной региональной культуры выступает основательной гарантией против авторитарных проявлений и тенденций. [См. статью Политическая культура.]