Общественно-политический лексикон

Автора: , | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: МГИМО | Количество страниц: 276

Понятие и основные ценности социализма

Социализм — понятие многоплановое, объединяющее в себе несколько значений. Прежде всего, это идеал общественного устройства, отрицающий частную собственность и индивидуализм; в данном отношении он выступает антитезой либерализму, с которым, впрочем, генетически связан. Кроме того, социализм, как было отмечено выше, — это оформившаяся в XIX веке политическая идеология, входящая в тройку классических идеологий модерна. Далее, в трудах Маркса и его последователей социализмом называют низшую фазу коммунистической общественно-экономической формации. Социализмом также именовали общественный строй, который базировался на политических, социальных и экономических представлениях Маркса и Ленина и который после 1917 года оформился в Советском Союзе, а затем в государствах «социалистического лагеря». Наконец, под социализмом понимают одну из тенденций развития общества индустриального типа; такая интерпретация социализма связана с функционированием ориентированных на идеалы справедливости национальных моделей «государства всеобщего благосостояния» (или «социального государства»), наибольшую известность среди которых приобрел «шведский социализм» (Мельвиль 2002: 548—551).

Социалистическая идеология в своем классическом варианте, сложившемся в XIX столетии, базируется на нескольких ключевых ценностях. Это, прежде всего, приоритет общественной собственности над собственностью частной. Его утверждение на практике предполагает либо национализацию частной собственности в пользу «социалистического государства», либо же ее обращение в совместное, акционерно-кооперативное владение трудящихся. Социалисты отвергают частную собственность по нескольким причинам. Во-первых, частное владение несправедливо, ибо создаваемое всеми не может принадлежать немногим. Во-вторых, частная собственность основывается на стяжательских инстинктах и потому разлагает человека морально, делая его крайним материалистом. В-третьих, собственность раскалывает общество, постоянно порождая конфликты (Heywood 2003: 115).

Социалистическая идеология руководствуется классовым подходом, постулирующим в качестве ценности защиту интересов неимущих методами революционной борьбы. [См. статью Революция.] В глазах социалистов именно общественные классы, а не отдельные личности, оказываются главными участниками исторического процесса; следовательно, только их взаимодействие объясняет ход и логику социальных катаклизмов. Среди социалистических ценностей есть также идеал равенства, причем речь идет о «равенстве результатов», а не о «равенстве возможностей», о котором говорят либералы. [См. статью Либерализм.] «Преодоление классового разделения, социально закрепленного неравенства — ключевое требование к обществу, которое претендует на название социализма» (Шубин 2007: 9). В пользу имущественного равенства социалистическая мысль выдвигает немало аргументов, в ряду которых выделяются два: во-первых, социальное равенство гарантирует справедливое устройство общества, и, во-вторых, оно стимулирует коллективизм и кооперацию между людьми (Heywood 2003: 111—112). Наконец, традиционная идеология социализма подчеркивает преобладание коллективных интересов и потребностей над индивидуальными интересами и потребностями. Человек есть социальное существо; для социалистов, в отличие от либералов или консерваторов, его природа не задана раз и навсегда, но, напротив, она пластична и открыта для совершенствования. В силу общественной природы человека его устремления нельзя ограничивать исключительно материальной выгодой — моральные и духовные стимулы деятельности, полагают социалисты, для людей еще более значимы.