Автора: Бусыгина И.М., Захаров А.А. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: МГИМО | Количество страниц: 276
В настоящее время в политической науке отмечается значительный рост интереса к понятию «суверенитет». При этом особое внимание исследователей привлекают такие проблемы, как место сосредоточения и носители суверенитета, критерии суверенного государства, а также современные вызовы традиционной идее суверенитета, которые, возможно, скоро потребуют - или уже требуют - серьезного пересмотра привычных подходов к этому понятию (Hague, Harrop 2001: 6-9). В связи с состоявшимся в последние годы закреплением доктрины «суверенной демократии» на официальном уровне теоретическое изучение различных аспектов суверенитета получило дополнительный импульс и в современной России (Кокошин 2006).
Родоначальником концепции суверенитета считается французский политический философ и теоретик права XVI века Жан Боден (1530—1596). Его идеи оказали исключительное влияние на европейскую политическую теорию и практику. Разработка им концепции суверенитета была вызвана актуальными потребностями того времени: бесконечные религиозные войны поставили Францию на грань полного хаоса, что вынудило Бодена приступить к поиску источника общественного порядка и устойчивости политического режима. Такой источник он нашел в суверенитете, а предложенная им трактовка последнего выступила ориентиром политической трансформации Европы Нового времени. Именно на основе выдвинутой Боденом теории на континенте начала оформляться система суверенных государств-наций, получившая окончательное закрепление после заключения Вестфальского мирного договора 1648 года, завершившего кровопролитную Тридцатилетнюю войну (Агабеков 1990).
В классической работе «Шесть книг о государстве» (1572) Боден определяет суверенитет как абсолютную и постоянную власть государства над своими гражданами и подданными. Суверенитет, согласно воззрениям этого мыслителя, постоя - 226 нен, един, неделим, абсолютен и самодостаточен. Он не требует согласия тех, над кем осуществляется, так что граждане или подданные в равной мере должны подчиняться любому правителю-суверену, даже если таковой является деспотом или тираном. Первоисточником суверенитета выступает божественное Провидение, а в практическом плане он предполагает независимость государства от внешних авторитетов (например, от Папы Римского или императора Священной Римской империи) и набор функций, обеспечивающих эту независимость: исключительное право издавать законы, решать вопросы войны и мира, творить суд, наказывать и миловать, собирать налоги и так далее. По мысли Бодена, носитель суверенитета не связан законами, которые он сам создает (Киселева, Нестеренко 2002: 82—105).
В рассматриваемой теории суверенитет являлся сущностным признаком государства, которое Боден определял как правовое управление многими семьями, ибо семья, по его мнению, и есть основание государства. В зависимости от того, где сосредоточивался суверенитет, Боден различал такие формы государственного устройства, как монархия («власть одного»), аристократия («власть меньшинства») и демократия («власть большинства»). Вполне в духе своего времени наилучшей формой устройства французский мыслитель считал монархию.
[См. статью Демократия.] Позже, кстати, возникали концепции, пытавшиеся обособить друг от друга государственность и суверенитет. Так, автор одной из них, немецкий правовед Георг Еллинек (1851—1911), отстаивал понятие «несуверенного государства», в его эпоху подвергавшееся резкой критике, но в последние десятилетия реанимируемое благодаря феномену так называемых «несостоявшихся» государств. В концептуальную структуру, в которой традиционно происходит осмысление суверенитета, оно, разумеется, не укладывается.
Отметим, что наряду с представлением о централизованном и статичном государстве, отстаиваемом Боденом, в Европе XVI столетия существовала и альтернативная концепция, которую выдвинул немецкий политический мыслитель Иоганн Алтузий (1557—1638). В данном случае государство представлялось выстроенным «снизу», а не «сверху», как у Бодена, — в виде амальгамы основанных на согласии политических ассоциаций, такой политической системы, где дисперсия власти происходит как функционально, так и территориально. Однако эта теория имела в описываемую эпоху весьма ограниченное распростра - 227 нение. Лишь позже идея делимости суверенитета получила теоретическое обоснование и политическое оформление в федеративной модели Соединенных Штатов Америки. [См. статью Федерализм.]