Автор: Демидов Н.М. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Издательский центр «Академия» | Количество страниц: 208
Социология (от лат. societas — общество и греч. logos — учение) в буквальном смысле слова означает «наука об обществе». Этот термин в 30-х гг. XIX века ввел в оборот французский философ Огюст Конт. До него различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части философских концепций. Вопросами общественной жизни занимались античные мыслители Платон и Аристотель, древнеиндийские и древнекитайские философы, ученые эпохи Просвещения Ж. Ж.Руссо, А. Сен-Симон и др. Заслуга О. Конта в том, что он выдвинул идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, познания общества на научной основе и принципах позитивизма, т. е. эмпирического опыта. По его мнению, исследователь должен изучать законы окружающей социальной действительности, опираясь на достоверные факты, а не на схоластические, отвлеченные философские рассуждения.
В широком смысле слова социология — это система знаний об общественном устройстве жизни людей, о природе и разнообразных проявлениях человеческой коллективности. В узком смысле социология занимается анализом структуры социальных отношений, процессов социального взаимодействия, группового поведения.
Существует множество определений социологии как науки, предложенных известными отечественными и зарубежными учеными: «наука о факторах культуры в широком смысле слова» (Е. В. де Роберти); «наука о порядке и прогрессе человеческих обществ» (М. М. Ковалевский); «наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности» (П. А.Сорокин); «наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации, о социальных отношениях, о закономерностях социальных действий и массового поведения» (В. А. Ядов). Краткое, но достаточно четкое определение принадлежит современному английскому социологу Э. Гидденсу: «Социология — это наука о социальной жизни человека, групп и обществ».
На основе приведенных высказываний можно заключить следующее. Социология как наука решает фундаментальные проблемы развития общественных форм жизни, процессов группового поведения и взаимодействия между людьми. Это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах, которая рассматривает все социальные явления и процессы в их взаимодействии. При этом социология пользуется специально разработанными средствами, особыми методиками познания. Среди социологических источников получения информации — опросы, интервью, анкетирование, наблюдение, эксперименты.
На самостоятельный характер социологии указал в свое время французский социолог Э. Дюркгейм. Такой же точки зрения придерживаются многие видные современные ученые, в частности П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.
Важные сведения, которые накопила социология об общественных явлениях и процессах, используются в социальном управлении для воздействия на экономическое, политическое и правовое поведение человека. В условиях рыночной системы нужны маркетологи, исследователи социальных сегментов рынка, формирования покупательских потребностей, и здесь тоже не обойтись без социологии.
Большую роль в современном обществе играет изучение общественного мнения: взглядов людей, их ценностных ориентации, представлений о социальных проблемах образования, семьи, здоровья, о растущей угрозе наркотизации и алкоголизации и т. д. Следует особо подчеркнуть, что социология призвана не просто выявлять и описывать тенденции общественного развития, но и объяснять, интерпретировать их, предлагать варианты практического решения тех или иных проблем.
С 20-х гг. XX века началась активная специализация социологии. Сейчас она объединяет свыше 40 отраслей (семьи, города, права, медицины, образования, труда, катастроф, науки, религии, предпринимательства, управления и т. д.), и их число постоянно растет. По мере развития общества расширяется и круг изучаемых явлений и процессов внутри каждой отрасли.
Например, в рамках социологии семьи до 70-х гг. XX века не рассматривался такой феномен, как пробный брак, но, когда он получил массовое распространение (особенно в молодежной среде), его начали изучать наравне с другими явлениями, относящимися к данному социальному институту. А в социологии образования сейчас интерес исследователей привлекают коммерциализация высшей школы, переход многих отечественных вузов на платную форму обучения, введение единого государственного экзамена, элементы рыночных отношений в школе и т. д. К каким последствиям приведут эти изменения, как скажутся на социальной структуре общества, не углубят ли социальное неравенство, не станут ли противоречия в системе образования серьезным тормозом общественного развития страны — в поиске ответов на эти вопросы социологи принимают самое непосредственное участие. Роль социологии многократно возрастает именно в переходные периоды, когда меняются решительно все стороны жизни — экономика, политика, социальные институты, система ценностей, быт. По образному выражению польского социолога П. Штомпки, подобные значительные социально-экономические преобразования носят травматологический характер. В таких условиях перед социологами встают две главные задачи: во-первых, осмыслить радикальные трансформации в обществе посредством разных теоретико-методологических подходов и, во-вторых, найти максимально адекватную связь между «высокой теорией» и повседневной социальной практикой.
Сводить социологию к опросам, процентам и цифрам в корне неверно. Такой подход упрощает ее содержание, лишает права социологию считаться наукой, сужает проблемное поле исследований. Как и у любой самостоятельной отрасли знания, у социологии существует система четких определений, концепций и постулатов, она имеет свой объект и предмет, свои методы и функции.