§ 6. Категории и методы политологии
Любая наука оперирует основными понятиями – категориями, вырабатываемыми ею в процессе развития. Категории (от греч. kategoria – высказывание, свидетельство) – формы осознания в понятиях наиболее общих свойств развития природы, общества и мышления. Изучение категориального аппарата любой науки – непременное условие овладения ее научным потенциалом. Так, например, не зная соответствующих формул, мы не можем использовать достижения математики, физики, химии и других точных дисциплин. Не имея представления о сущностных свойствах организма, протекания болезней и характеристик тех или иных препаратов, мы не сможем оказать квалифицированную помощь больному. И наконец, не зная Важнейших свойств политики, мы никогда не определим оптимальных путей и способов политического развития, будем продвигаться методом проб и ошибок, социальные последствия которых могут выражаться в войнах, насилии, несправедливости и т.д.
Ключевыми, исходными категориями политологии являются политика и политическое. Под политическим понимается особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с нормами, которые призваны гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. Выяснение сущности политического, формы его проявления и реализации -- важнейшая задача политической науки. [c.22]
Системообразующей категорией политической науки является политическая власть, под которой понимается способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью авторитета, права или насилия. При анализе политической власти важно представлять, кто и каким образом ее осуществляет. С этой категорией теснейшим образом связано понятие политического режима (демократического, авторитарного, тоталитарного), характеризующее реальное распределение политической власти и влияния в обществе и государстве.
В этом ряду выделяют и понятие политический строй – единство организации (устройства) субъекта и объекта политики. Осуществление власти предполагает не только организацию субъекта политики, но и размещение его структур по территории страны. Для этого объект политики делится по уровням организации с соответствующими органами власти и управления. Так, выделяется унитарное, федеративное и конфедеративное устройство государства. Важными категориями политологии и права являются также ведущие социальные и политические формы организации общества и правления – монархия, республика (парламентская или президентская).
К числу базовых категорий политологии относятся понятия субъектов политики – социальных групп, политических институтов, индивидов, политических лидеров. Все многообразие политической жизни зависит от характера деятельности и взаимодействия этих субъектов, их политических отношений. Политические отношения в обществе выражают особенности взаимодействия субъектов политики по поводу приобретения, перераспределения и осуществления политической власти. Они, как правило, зафиксированы в различных социальных нормах, поддерживаемых большинством населения и добровольно выполняемых (если речь идет о развитых «демократических системах») или жестоко навязываемых верховной властью (при «диктаторских» и «авторитарных режимах»).
Интеграцию политических субъектов в обществе обеспечивает его политическая система. Она представляет собой целостную, интегрированную совокупность политических субъектов, структур и отношений между ними, выражающих интересы широкого спектра социальных общностей и политических сил. Политическую систему общества, как сложное и составное понятие, образует своя группа категорий: политические институты (государство–центральный элемент политической системы, а также политические партии и общественные организации); политические нормы – регламентированные (общепринятые и обязательные) правила политических отношений, деятельности и поведения в обществе; политические отношения – характер взаимоотношений субъектов политики; политическая культура – система ценностей и ориентации людей в политике; политическое сознание – отражение идей, представлений и восприятий людьми политики; политическая коммуникация – содержание и формы распространения политической информации в обществе. В правовых науках политическую систему общества сводят к политической организации общества, имея в виду ее «организующую» роль. [c.23]
Целенаправленное развитие общества осуществляется посредством политического управления и политического руководства, представляющих разновидность общественной деятельности, осуществляемой в политической сфере и направленной на реализацию стратегических и тактических планов, управление текущими политическими процессами из одного центра.
Важной категорией политологии являются политические ценности – предпочтительное признание социальными субъектами значимости тех или иных явлений, процессов и норм политической жизни, закрепленные их социальным опытом. Среди них: власть, демократия, гражданские свободы, политические права и др. В зависимости от характера субъектов политики и подходов выделяют демократические политические ценности, авторитарные и тоталитарные, радикалистские и конформистские, ценности рабочего класса, буржуазии, среднего класса, интеллигенции, молодежи и др.
Категория «политический интерес» позволяет уяснить потребности социальных групп и отдельных индивидов, наметить способы их удовлетворения и предотвратить тем самым конфликтную ситуацию в обществе. Удовлетворение политического интереса большой социальной группы, политической элиты, политического лидера, отдельного гражданина связано с «политической деятельностью». Эта категория является ключевой: вне действия не может быть политики. Совокупная деятельность тех или иных субъектов политики, преследующих определенные политические цели определяется понятием «политический процесс» (процесс демократических реформ, революционный процесс, электоральный процесс, забастовка и др.). В известном смысле политика – это форма и способ существования и развития политических процессов.
Разные субъекты политики обладают различной степенью политической активности, включающей в себя политическое поведение – взаимодействие субъекта с политической действительностью, его действия и ориентации по отношению к политической практике. Вовлечение членов социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе в процесс политико-властных отношений внутри данной общности или на определенной стадии исторического развития международного сообщества характеризуется категорией «политическое участие». Противоположностью данного понятия вступает термин «политическое отчуждение», обозначающий состояние, при котором политические идеи, отношения и организации превращаются в нечто, независимое от личности, противостоящее, а иногда и враждебное ей. [c.24] Способ разрешения конфликтных ситуаций в обществе регламентируется системой «политических норм и традиций», соблюдение которых наряду с правовыми и нравственными предписаниями создает необходимые условия для обеспечения устойчивости всей социальной структуры, защиты прав и свобод человека.
Комплексной характеристикой политики выступает категория «политическая жизнь общества» – обобщение множества явлений и процессов политического характера. Для политической жизни демократического общества характерны идейный и политический плюрализм; функционирование развитой системы законодательных и исполнительных органов власти, подотчетных «гражданскому обществу»; активная деятельность политических партий и общественных движений; вовлечение в политический процесс широких масс населения.
Выделяется также ряд категорий, обусловленных международными аспектами политики: «мировой, политический процесс», «мировая политика», «геополитика», «внешняя политика».
Политическая наука имеет свою систему закономерностей, характеризующих тенденции развития и использования политической власти, характер политики. Это закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов, взглядов, концепций и теорий; закономерности становления, функционирования и изменения характера и содержания политической власти; закономерности функционирования и развития политического процесса. Можно выделить такие закономерности политики, как тенденция к расширению сознательного участия людей в политической жизни общества по мере повышения его политической и правовой культуры; тенденция к демократизации политики; повышение роли политического лидерства в переходные этапы развития; активизация политической деятельности и участия в критические моменты исторического развития и др.
В системе научного знания весьма важным является выяснение и адекватное использование соответствующих методов исследования политики. В политологии, так же как и во многих других науках, используются прежде всего общелогические методы: анализ, синтез, аналогия, моделирование и др.; теоретические методы: .системный, сравнительный, исторический и т.д.
Особое значение имеют универсальные методы: анализ и синтез. Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – процедура мыленного расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения). [c.25] Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое, (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. Процедуры анализа входят органической, составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, признаков. Цель анализа – познание частей как элементов сложного целого. Одной из форм анализа служит классификация предметов и явлений. Так, анализ политического процесса позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции развития, изучить состав и позиции участников. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве. Синтез позволяет обобщить различные явления, сформировать синтетические суждения, которые соединяют в единое целое эмпирическую информацию. Для современной науки характерны не только процессы синтеза внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами – междисциплинарный синтез. Так, например, многие явления в политике изучаются рядом наук: политологией, правом, экономикой, психологией и др. Это дает возможность всестороннего познания политики.
Анализ в политике – аналитическое рассмотрение и изучение политической деятельности и поведения людей, политических явлений и процессов на основе различных политологических теорий и концепций и подходов.
Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политику экономических отношений, социальной структуры, различных общественных групп.
Психологический подход нацеливает исследователей на изучение зависимости политического поведения и деятельности людей от их индивидуальных качеств. Этот метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций.
Бихевиористский («поведенческий») подход предполагает изучение политики посредством конкретных исследований политического поведения в различных общественных и профессиональных группах, его типизации и моделирования.
Функциональный подход требует изучения зависимости между различными политическими явлениями и окружающей средой. Например, между уровнем социально-экономического развития и степенью демократизации общества, между экономическим и политическим плюрализмом, между культурой, традициями и политической активностью населения. [c.26]
Структурно-функциональный анализ предполагает рассмотрение политики как некоей целостности, системы, обладающей структурными элементами, подчиняющимися определенным закономерностям развития и функционирования.
Системный подход к политике состоит в изучении ее как сложной, саморегулирующейся системы, у которой есть «вход» и «выход» в «общество», функции деятельности, периоды «активности» и «спада», перехода (преобразования) в политические системы иного типа. Например, от тоталитарной и авторитарной и затем к демократической политической системе.
Институциональный подход ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, общественно-политических организаций, права и др.
Сравнительный подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений и процессов, выявление в них общего, особенного, единичного.
Исторический подход требует изучения политики прошлого и выявления ее связей с настоящим, предполагает исследование политической истории для моделирования политического будущего.
Цивилизационно-культурологический подход предполагает учет влияния на политику цивилизационных и культурных факторов, особенностей участия в политическом творчестве людей различных цивилизацией и культур.
Широко распространены также методы эмпирических исследований: социологические опросы, анализ статистических данных, лабораторные эксперименты, «теории игр» и др. Для анализа и прогнозирования политики используются кибернетика и некоторые другие точные науки.
Политическая наука призвана и «должна предлагать» с научной точки зрения решение важнейших общественно-политических задач. Среди них: разработка основных направлений, форм и методов демократизации общественной жизни; выявление условий, принципов консолидации общественно-политических сил на подлинно демократической платформе; определение оптимальных путей преодоления национально-этнических конфликтов; изучение политической культуры граждан, определение путей и форм демократического участия в политике; исследование международных отношений, выяснение путей оптимального международного развития.
Функции политической науки: теоретико-познавательная, благодаря которой вскрывает объективные тенденции социально-политического и экономического развития, трудности, противоречия в жизни общества, дает оценки политическим ситуациям; регулятивная, которая помогает обеспечить воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях; прогностическая, позволяющая предусмотреть возможные последствия и своевременно корректировать политику; мировоззренческая, позволяющая правильно оценивать соотношение общечеловеческих и классовых интересов и определять свое место в политической жизни общества; аксиологическая (ценностная) – дает оценку политическим институтам, режиму, строю, политическому поведению, деятельности, смыслу политического бытия. [c.27]
В политологии, как и в любой иной социальной дисциплине, существует проблема преодоления субъективизма. Можно ли решить эту задачу?
В принципе это достижимо, но при условии подготовки специалистов, владеющих политическими знаниями, искренне стремящихся к объективности, открытости и плюрализму в исследованиях и преподавании. М. Вебер в своей известной работе «Политика как призвание и профессия» обращал внимание на то, что «преподаватель не должен заниматься в аудитории политикой. И прежде всего в том случае, если он исследует сферу политики как ученый. Ибо практически политическая установка и научный анализ политических образований и партийной позиции – разные вещи»5. Студенты в аудитории также не должны заниматься политикой. Их задача – овладеть теоретическим богатством политологического знания, научиться разбираться в сложных политических явлениях и процессах.
Политическая наука не указывает людям, какие политические позиции они должны занимать или в какие партии им вступать. Она предлагает иное – научную систему знаний о политике. А свой политический выбор и политические поступки каждый человек должен делать самостоятельно. Причем вероятность правильного выбора во многом будет зависеть именно от степени и характера овладения человеком политологией, которую еще Аристотель называл «королевой всех наук».