Глава 2. Истоки и становление политической и правовой мысли
Nullum est iam dictum, quod non sit dictum pries1.
§ 1. Методология изучения истории политической и правовой мысли
§ 2. Рождение политико-правовой мысли на Древнем Востоке
§ 3. Этатизм – доминанта политической мысли Древней Греции и Рима
§ 4. Политическая мысль европейского средневековья
§ 5. Политические идеи эпохи Возрождения и Реформации
Для самостоятельной работы
1. Как Вы думаете, почему политические идеи зародились на Востоке?
2. Как Вы думаете, можно ли считать Платона сторонником деспотии” а Аристотеля – сторонником демократии? Обоснуйте свою точку зрения.
3. В чем разница во взглядах Платона и Аристотеля на социальную структуру общества? [c.74]
4. В чем отличительные особенности политико-правовой мысли Древнего Рима?
5. В чем проявлялась политическая роль христианской религии в европейском средневековье?
6. Что подразумевается под понятием “макиавеллизм”?
7. Почему Многие исследователи считают Макиавелли основателем политической науки? Согласны ли Вы с их аргументами?
8. Как Вы думаете, можно ли считать основателями политической науки Конфуция. Каутилью (автора “Артхашастры, или Науки политики”), Платона, Аристотеля, Цицерона и (или) Макиавелли? Обоснуйте свою точку зрения. [c.75]
Примечания
1 Нет ничего сказанного, что не было бы уже однажды сказано (лат.).
2 См.: Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 572
3См.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 32-33, 96-97.
4 См: Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992; Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М., 1997; Алексеев С.С. Философия права. М., 1997.
5 Возрождение нередко трактовалось и трактуется не как самостоятельная эпоха, а как поздний этап средневековья, или ранний, подготовительный этап Нового времени, что свидетельствует об известной условности любой другой периодизации, в том числе и этой.
6 См: Законы Ману. М„ 1960.
7 См.: Артхашастра, или Наука политики. М., 1993. С. 31-37, 284-299.
8 Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. ,1. С. 53.
9 Васильев Л.С. Конфуций // Вопросы истории. 1989. № 3. С. 105.
10 Ясперс К. Смысл и назначение истории. С. 85.
11 Платон. Государство. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 136.
12 Платон. Государство. Собр. соч.: В 4 т. М„ 1994. Т. 3. С. 330-359.
13 Аристотель. Политика. Собр. соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 570.
14 Ко времени максимального территориального расширения Римской империи в правление императора Траяна (98-117 н. э.) в ее состав, помимо Италии и островов Средиземного моря, входили; Британия (современная Англия), Галлия (современные территории Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Германии), Испания, Австрия, Венгрия, Югославия, Албания, Болгария, Румыния, Македония, Греция, Малая Азия, северная часть Аравии, Турция, Иран, частично Ирак, Грузия, Армения, Азербайджан, Сирия, Ливан, Израиль, Египет, Алжир, Тунис. Марокко, Ливия. Со II в. н.э. территория Римской империи под натиском соседних государств и племен начинает сокращаться.
15 Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1969. С. 95
16 Цицерон. Эстетика. Трактаты, речи, письма. М., 1994. С. 175.
17 Цицерон. Речи: В 2 т. М„ 1993. Т. 1. С. 152.
18 Гофф Ж. ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 5.
19 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 105.
20 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 360-361.
21 Цит. по: Актон Д. История свободы в эпоху христианства //О свободе. Анто-логия западноевропейской классической либеральной мысли, М., 1995. С. 397.
22 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 417.
23 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные сочинения. М., 1990. С. 266.
24 Цит. по: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. С. 130.
25 Лютер М. О светской власти // Антология мировой политической мысли. Т. 1. С. 286.
26 Цит. по: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. С. 191.
27 Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1977. Т. 1. С. 401.
28 См.: Макиавелли Н. Государь. М., 1990.
29 Боден Ж. Шесть книг о государстве // Антология мировой политической мысли. Т. 1. С. 303.