Автор: Демидов Н.М. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Издательский центр «Академия» | Количество страниц: 208
Главный мотив обращения к социологическим исследованиям — потребность располагать как можно более обширной и актуальной информацией, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые подчас скрыты, но которые требуется учитывать в практике социального управления в широком смысле слова. Речь идет как о политическом, административном, экономическом, финансовом, так и об идеологическом либо массовопотребительском управлении.
В наиболее общем виде социологическое исследование молено определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Социологическое исследование включает четыре последовательных этапа:
1) подготовку исследования;
2) сбор первичной социологической информации;
3) подготовку собранной информации к обработке и ее обработку;
4) анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.
Хотя каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Разведывательное исследование — наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии.
Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований либо сбора весьма приблизительных сведений об объекте исследования для общей ориентации. Потребность в этом возникает особенно в тех случаях, когда предмет таких исследований относится к числу мало или вообще не изученных проблем.
Обычно в разведывательном исследовании используется какой - либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (к примеру, анкетный опрос или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен целенаправленный анализ специальной литературы, а также опрос специалистов (экспертов), компетентных в вопросах изучаемой проблемы либо хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.
Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Это исследование обычно применяется тогда, когда объект анализа - относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками.
Аналитическое исследование — самый углубленный вид социологического анализа, ставящий своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают его характер.
В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую практическую ценность.
Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого социального явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследователя объекта.