Автор: Демидов Н.М. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Издательский центр «Академия» | Количество страниц: 208
Понятие партийной системы представляет собой трудную и еще недостаточно четко определенную категорию политологии. Под партийной системой, скорее всего, следует понимать совокупность отношений между действующими политическими партиями. Эти отношения выражаются или в соперничестве, или в совместной борьбе за власть, или в осуществлении власти. В партийную систему не следует включать ни государственные институты, ни партийные группы интересов или другие организации подобного типа.
Многочисленные спорные проблемы возникают не только при определении, но и при классификации партийных систем.
В западной политологической литературе существуют различные варианты классификации партийных систем. Рассмотрим только некоторые из них. Так, известный политолог Л. Сартори предлагает следующее деление всех партийных систем: однопартийные, партии-гегемоны, доминирующие партии, двухпартийные, умеренно-многопартийные, крайнемногопартийные и др. Польский политолог Е. Вятр предлагает более развернутую типологию партийных систем: альтернативная система, в рамках которой могут иметь место система многопартийной раздробленности, двухбло-ковая система, двухпартийная система; неальтернативная система, которая включает систему кооперации партий, систему партий национального соглашения, ограниченные партийные системы, однопартийную систему.
В то же время почти безраздельно господствует подход, при котором партийные системы классифицируют по количеству партий, активно участвующих в борьбе за власть, на однопартийные (монопартийные), двухпартийные (бипартийные), многопартийные (полипартийные) и с господствующей партией.
В однопартийных системах высшая политическая власть, за исключением вопросов, входящих в компетенцию прочих организаций, осуществляется руководителями партии. При этом создание новых партий запрещается, а уже существующие ставятся вне закона. Единственная партия монополизирует легитимную (законную) поиитиоocтyю лeотильноттн н тээтйeтcтвyющиx системах. Любая политическая деятельность вне этой партии является незаконной и обрекается на условия подполья. В однопартийных политических системах фактически происходит своеобразное слияние партии и государства. Единственная партия превращается в руководящую силу государства. Следует отметить, что эта партия чаще всего находится под руководством одного человека, который настолько отождествляется с общей доктриной и судьбой государства, что, пока он находится у власти, создается культ его личности. Так, фашистской Италией руководил Б. Муссолини; не кто иной, как А. Гитлер, правил нацистской Германией; Мао Цзэ-дун являлся единственным официальным руководителем КНР со времени ее основания; И. В. Сталин был единственным и бессменным руководителем страны в течение четверти века.
В таких политических системах членство в единственной партии находится под контролем и считается почетным делом. Членство в партии связано с наличием ряда привилегий, взамен которых члены партии отдают ей свою преданность и поддержку. Имеющая иерархическую структуру и олигархическое руководство партия либо стоит над официальными правительственными организациями, либо тесно связана с ними. Основные политические решения принимаются партией, а государственная администрация лишь осуществляет их на практике. Руководитель партии пользуется значительной властью в правительстве, а партийные функционеры имеют высокие посты в бюрократической системе. Партийные кадры отвечают за обеспечение хотя бы внешней приверженности идеологическим догмам на всех общественных уровнях.
Мировая практика функционирования различных однопартийных политических режимов в XX в. дает основание говорить о значительной неэффективности такого рода политической организации общества. Результатом господства одной партии, как правило, выступает установление политического режима, при котором преобладают авторитарные и тоталитарные компоненты. Длительная монополитизация в обществе властных функций одной партией обычно имеет катастрофические по своим последствиям результаты, и прежде всего сковывание, а иногда и полное выхолащивание демократии, тотальное отчуждение народа от власти и власти от народа, устранение самой возможности конкуренции в политической сфере, исключение внешних каналов политических инноваций, необходимых для совершенствования и динамизма политической системы. Монополия на политическую власть создает простор для субъективизма и волюнтаризма, развращает властные полномочия, разрушает гражданское общество, приводит к возникновению кризиса.
В двухпартийных политических системах две партии периодически сменяют друг друга у руля высшей власти. В них может существовать более двух партий, однако лишь две способны прийти к власти законным путем. Для определения двухпартийное™ важно не количество имеющихся партий, а тот факт, что лишь две из них имеют реальную возможность осуществить власть на основе закона.
В политических системах с господствующей партией существует несколько партий, но лишь одна из них обладает реальными возможностями прихода к законной власти, которая обычно осуществляется ею в течение длительного периода. Господствующая партия не имеет соперников, которые могли бы успешно конкурировать с ней. Иногда она терпит поражение на выборах, но, как правило, быстро восстанавливает утраченные позиции.