Автор: Демидов Н.М. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Издательский центр «Академия» | Количество страниц: 208
Многопартийность возникает тогда, когда несколько партий, имеющих примерно одинаковые возможности, соревнуются в борьбе за законную власть, для чего могут заключаться разнообразные союзы и формироваться партийные блоки. Многопартийность — важнейший компонент гражданского общества. Только через развитие многопартийности открыто выявляются интересы, цели, потребности и намерения различных социально-экономических групп, действующих в обществе. Анализ принципов многопартийности позволяет также вести в обществе организованный и регулярный диалог между представителями всех политических партий и течений, устанавливать и расширять зону согласия по основополагающим демократическим нормам политической деятельности, нейтрализовать политический экстремизм. Важно учитывать и такую сторону многопартийности, как функции создания условий, препятствующих монополии на политическую власть со стороны какой-либо одной партии или группы. Однако многопартийность не панацея от всех бед и опасностей, подстерегающих общество. Она является лишь обязательным условием нормализации политической жизни.
В нашей стране идет процесс трансформации однопартийной системы в многопартийную. Этот болезненный и противоречивый переходный период, по-видимому, займет большой промежуток времени. Неверно было бы считать, что многопартийность — это просто ситуация, когда вместо одной партии в обществе возникают несколько партий. Партий может быть несколько или даже много. Но если их реальное участие в политическом процессе является чисто символическим, а численный состав и организационные структуры карликовые и декоративные, то вряд ли можно говорить о фактическом наличии в обществе многопартийности. Формирование подлинной многопартийности предполагает наличие определенных условий. Их отсутствие или недостаточная зрелость в конкретной исторической ситуации накладывает существенный отпечаток на процесс перехода от политической и идеологической монополии одной партии к многопартийности. Этот процесс порождает ряд проблем и противоречий, учет которых необходим при любых вариантах развития многопартийности в отдельно взятой стране.
Важнейшим условием формирования многопартийности выступает многоукладность экономики общества и четко выраженная на этой основе социальная дифференциация, сформиро-ванность групп со специфическими социальными интересами, требующими поддержки и реализации через соответствующие политико-властные отношения. Эта объективная тенденция экономической и социальной плюрализации общества — мощный побудительный стимул к развитию политического плюрализма, одним из компонентов которого выступает многопартийность. Тенденция образования многопартийности в нашей стане подчеркивает формирующуюся социальную неоднородность общества, реальные несовпадения политических позиций и мировоззренческих установок различных социальных групп. Реализация этой тенденции стала возможной только в результате демократизации общества, перехода от командно-административной к плюралистической системе.
Становление многопартийности не сводится к наличию нескольких зарегистрированных политических партий. Это — слаженная, четко функционирующая система, в которой политические партии находятся в равных правовых условиях, честно конкурируют в сфере влияния на основные группы и слои общества и которая обеспечивает принцип ротации партий у власти в зависимости от ясно выраженной воли избирателей. Создать и отладить такую систему — задача чрезвычайно сложная и длительная по времени. Поэтому необходим и неизбежен переходный период от однопартийности к многопартийности.
В процессе формирования многопартийности в нашей стране можно выделить несколько этапов.
Первый этап (1987 —конец 1989 г.) — формирование массовых общественно-политических движений, движений гражданских инициатив, образование народных фронтов. Отличительная черта почти всех таких движений и фронтов состояла в своеобразном «негативном консенсусе», когда просматривались определенность и высокая степень согласия относительно того, чего не хотели и от чего собирались отказываться данные политические силы, но не было ясности и последовательности в их позитивной и перспективной программе. Как правило, она сводилась к набору декларативных общедемократических лозунгов, против которых не выступала ни одна политическая сила в стране. В целом данный этап можно охарактеризовать как этап образования протопартий. Второй этап (1990 г.) — начало создания протопартийных структур: Демократической партии России, Российско-христианского демократического движения, Республиканской партии России, социалистической, социал-демократической партий и т. д. И это лишь первый опыт становления отечественной многопартийности.
В отличие от первого этапа, здесь не только делается упор на критическое осмысление прошлого и четкое фиксирование того, от чего необходимо отказаться, но и выстраивается система позитивных целей и образов будущего состояния страны. Это заметный шаг вперед по сравнению с предыдущим этапом, хотя и здесь подчас трудно проследить различие между партиями.
Третий этап (август 1991 г. —настоящее время). После запрещения КПСС, распада СССР началась новая волна формирования политических партий. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 30 политических партий. Этот процесс уже в большей степени разворачивается на национальной основе в каждом отдельно взятом суверенном государстве. Новые многочисленные партии, созданные на территории каждого суверенного государства, в классическом значении этого термина еще трудно признать как политические партии. Главная проблема состоит в том, что эти партии пока не имеют глубоко проработанной и аргументированной программы перехода от нынешнего к желаемому состоянию общества, в то же время вопрос о способах достижения выдвинутых партиями целей выступает ключевым в плане их политической идентификации.
Опыт функционирования многопартийных демократий показывает, что вопрос о целях общественного развития не вызывает среди партий серьезных споров и расхождений. Центральный вопрос споров партий — средства и способы достижения целей. Но именно в этом ключевом вопросе, по сути, определяющем политическое лицо той или иной партии, практически ни одна из всех действующих на политической арене не представила обществу ясно выраженной программы переходного периода. Поэтому главное условие становления партий на данном этапе — это не привлечение в их ряды большего числа сторонников, а разработка таких программ, планов и социальных технологий переходного периода, которые будут поддержаны значительным числом социальных слоев общества. Консолидировать социальную базу сторонников реформ смогут не столько партийные структуры сами по себе, сколько привлекательные новые идеи, разрабатываемые и предлагаемые обществу различными партиями. При этом не следует отрицать необходимости и возможности решения задачи превращения новых партийных структур в массовые партийные образования, состоящие как из постоянных членов, так и из групп поддержки. Однако решить эту задачу невозможно, если рассматривать ее лишь как работу по вербовке в дартии новых членов, поскольку основной элемент идентификации — это идентификация с определенными идеями, целями, программами, интересами и практическими действиями.
Процесс освоения новыми партиями политического спектра отличается своеобразием. Подавляющее большинство новых партий придерживаются левых ориентации и включают сторонников радикальных изменений в обществе. Социальную базу левого крыла составляет преимущественно интеллигенция. Сама по себе социальная база практически всех новых партий дифференцирована незначительно. Правое крыло, т. е. направление по пути контрреформ, организационно более структурировано, чем левое, однако потенциально оно еще недостаточно сильное. Центристские течения и организации еще только оформляются. Этим в основном объясняется сегодняшняя политическая нестабильность. Причина такого положения — крайне незначительная социальная основа центристских политических организаций, потому что в стране отсутствует так называемый «средний класс».
Процесс формирования многопартийной системы в нашей стране уже сталкивается с серьезными препятствиями и противоречиями. Существенная помеха на пути движения к многопартийности — это двухполюсная дифференциация общества и сохранение в нем конфронтационной, а не консенсусной логики мышления и действия.
Во многом препятствует формированию многопартийности и низкая политическая культура масс. Она отличается крайней фрагментарностью, практицизмом и чертами, присущими авторитарному режиму. Такая политическая культура невосприимчива к многопартийности и к нормам политического плюрализма. Наше общество уже страдает от отсутствия или, по крайней мере, явного недостатка культуры политического соперничества и политической борьбы. Ее низкий уровень наглядно демонстрируют депутатские съезды, массовые акции, многие передачи радио и телевидения. Системам авторитарной политической культуры чужды уважение прав меньшинства, признание правомерности оппозиций, инакомыслие, стремление к согласию. Все это — необходимые элементы успешного функционирования многопартийной системы.
Политическая партия — это добровольный союз лиц на идеологической основе, направленный на участие в борьбе за власть, а также на осуществление государственной власти. При этом сама власть для такого союза оказывается инструментом реализации политической программы, которая функциональна по отношению к интересам определенных социальных групп.
Будучи взаимосвязанными в своей деятельности, политические партии образуют партийные системы, а в их рамках — партийные блоки, коалиции. Партийная система — это механизм борьбы и сотрудничества партий, стремящихся к реализации поставленных перед ними целей. В партийную систему входят те партии, которые действительно приняли общее правило, принципы игры и сотрудничества, обязательные в рамках системы, и придерживаются их в своей деятельности. Внутри партийных систем могут существовать различные типы партийных коалиций (блоков) как своеобразный союз между партиями, способными к самостоятельному или коалиционному осуществлению власти в государстве. Изучение деятельности партий и партийных систем позволяет всем участникам политического процесса повышать свою политическую культуру, осваивать ценности демократического общества и обеспечивать тем самым его социальный прогресс.