Автор: Козырев Г.И. | Год издания: 2008 | Издатель: Москва: ИД «ФОРУМ» | Количество страниц: 240
Культура многофункциональна и многообразна. Она имеет свойство проявлять свои особенности в различных видах жизнедеятельности и в разных социальных общностях. Например, можно говорить о духовной и материальной культурах, о культуре труда, о политической, этнической, национальной и других видах культуры.
На глобальном уровне принято делить культуру на западную и восточную. Более частное деление на макроуровне разграничивает культуры в зависимости от социокультурных особенностей того или иного региона мира. Например, выделяют такие культуры, как европейская (западная), латиноамериканская, славянская и др.
Каждая страна (государство) в рамках своих политических границ формирует свою «национальную* культуру, несмотря на то, что в полиэтнических государствах эта общая культура имеет весьма разнородный характер.
В рамках национальной (государственной) общности и в межнациональном пространстве принято деление культуры на народную, элитарную и массовую. Кроме того, в рамках любой доминирующей культуры могут иметь место такие социокультурные явления, как субкультура и контркультура. Народная культура является самым первым (древним) из всех видов культуры и наиболее основательным по своим характеристикам. Это результат обезличенной коллективной деятельности и народного творчества. Народная культура включает: народные сказания, мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, обряды, традиции и т. д. Она является основой для возникновения и формирования всех других видов культуры.
Элитарная культура начинает выделяться из общей народной культуры в период формирования творческой элиты как культура для избранных натур. Она в определенной мере противостоит обезличенной народной культуре своим индивидуальным творчеством. Производителями элитарной культуры являются выдающиеся писатели, поэты, музыканты, художники, скульпторы и т. д. Потребителями элитарной культуры являются относительно небольшие группы людей, обладающие особой художественной восприимчивостью и материальными средствами.
Массовая культура получает свое распространение с развитием массовых коммуникационных и репродуктивных систем (XX в.). Суть массовой культуры — массовое производство культурных образцов и массовое их потребление. Оно осуществляется с учетом значительных различий в потребительских вкусах и материальных возможностях потребителей.
Положительные свойства массовой культуры заключаются в ее массовости, оперативности и доступности. Она способна удовлетворять повседневные запросы различных социальных групп и оперативно реагировать на новые события и явления. Негативное влияние массовой культуры проявляется в том, что она, как правило, не обладая высокой художественной ценностью, свойственной народной и элитарной культурам, может прививать своим потребителям низкие по своим качествам культурные образцы. Кроме того, такие положительные свойства массовой культуры, как оперативность, доступность, массовость и др. нередко используются политическими элитами как одно из средств для манипуляции общественным сознанием. В тоташтарнто oУщт<увaо государство присваивает себе культурологические функции и использует возможности массовой культуры в своих политических целях.
Субкультура — часть общей доминирующей в обществе культуры. Это особая форма социокультурной организации людей внутри господствующей культуры.
Любое общество представляет собой сложную систему, состоящую из различных социальных общностей (этнических, демографических, профессиональных, территориальных, конфессиональных и др. Каждая социальная общность в процессе функционирования создает свою систему ценностей и норм, свои образцы поведения, свой язык внутригруппового общения, т. е. свою субкультуру. Например, в рамках единой российской культуры существуют десятки различных этнических субкультур; свою субкультуру имеют молодежь и люди пожилого возраста, жители города и села, рабочие и интеллигенция и т. д. Субкультура — это специфический способ дифференциации различных социальных групп, которые имеют свои социокультурные особенности. Она является частью основной доминирующей культуры и, как правило, не вступает с ней в конфронтацию.
Контркультура — социокультурное движение, направленное против фундаментальных принципов и ценностей господствующей в обществе культуры. Данное явление возникло в 60-е гг. XX в. в молодежной среде западных стран. Контркультура — это своеобразный протест против основных ценностей буржуазной культуры, например таких, как индивидуализм, прагматизм, религиозная мораль, традиционные семейные ценности и др.
Причины возникновения контркультуры исследователи видят в общем кризисе буржуазной культуры, в том, что рационализм западной цивилизации вытесняет духовную трансцендентную составляющую культуры. По мнению И. Кристола, люди не могу подолгу переносить отсутствие трансцендентного (сверхестественного). Крушение советского коммунизма подтверждает эту истину.
Однако, возникнув как закономерный протест молодежи против бездуховности буржуазной культуры, контркультура не смогла предложить рациональные пути выхода из сложившейся ситуации. Наиболее характерными формами проявления контркультуры в поведении молодежи являются: отстраненность от повседневной реальности, восточная мистика, наркомания, сексуальный промискуитет (ничем не ограниченные половые связи), экзотический внешний вид, особые музыкальные предпочтения, бесцельное времяпровождение и др.