Автор: Козырев Г.И. | Год издания: 2008 | Издатель: Москва: ИД «ФОРУМ» | Количество страниц: 240
Структура территориального устройства и форма управления государством обусловлены уровнем властных полномочий, которыми наделены входящие в него административнотерриториальные образования (земли, штаты, провинции, республики, края и т. д.). В этой связи можно выделить следующие формы государств.
1. Унитарное (единое) государство — политически однородная организация, имеющая единую конституцию и гражданство, единое политическое и правовое пространство, единые законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Административно-территориальные единицы, входящие в государство, не обладают атрибутами собственной государственности.
Различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В централизованных (Великобритания, Дания, Испания, Швеция) местные органы управления имеют достаточно широкую самостоятельность. Однако среднее звено управления ориентировано на выполнение решений центра. Децентрализованные (Франция, Испания, Италия) на уровне среднего звена управления имеют собственное административнотерриториальное деление (штаты, провинции, кантоны), обладающие определенной самостоятельностью ’).
2. Федеративное государство (федерация) — устойчивый союз государственных образований (земель, штатов, республик, краев), каждое из которых имеет собственные атрибуты государственности (законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, двойное гражданство и др.).
3. Конфедерация — неустойчивая форма организации суверенных государств. Такое объединение возникает для осуществления каких-либо совместных целей, например защиты от нападения извне, создания зоны межнациональной безопасности и др.
4. Империя — могущественное государственное образование, состоящее из метрополии — главенствующего государства и нескольких присоединившихся или завоеванных стран и народов (Римская, Византийская, Российская империи и др.).
Государство как институт власти представляет собой целостную систему, состоящую из множества элементов (институтов, министерств, ведомств, органов и организаций). В демократическом государстве политическая власть подразделяется на три основные вида: законодательную, исполнительную и судебную власть. Каждый из видов власти имеет относительную функциональную независимость от других видов и руководствуется в своей деятельности нормами конституционного права.