Автор: Козырев Г.И. | Год издания: 2008 | Издатель: Москва: ИД «ФОРУМ» | Количество страниц: 240
Либерализм и неолиберализм. Либерализм как самостоятельное идеологическое течение возник в конце XVII в. и окончательно сформировался к середине XIX в. благодаря трудам Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милла, А. Смита и др. В основе либеральной идеологии лежит концепция о приоритете личных прав и свобод над всеми иными (обществом, государством). При этом из всех свобод предпочтение отдается экономическим свободам (свободе предпринимательства, приоритету частной собственности).
Основополагающими признаками либерализма являются:
• свобода личности;
• уважение и соблюдение прав человека;
• свобода частного владения и предпринимательства;
• правовое равенство граждан;
• договорная система образования государства;
• разделение властей, идея свободных выборов всех институтов власти;
• невмешательство государства в частную жизнь.
Однако следование классической модели либеральной идеологии привело к поляризации общества. Ничем не ограниченный либерализм в экономике и политике не обеспечивал социальной гармонии и справедливости. Идеи либерализма стили переживать кризис.
В результате длительных дискуссий и теоретических поисков во второй половине XX в. была выработана обновленная концепция либерализма — неолиберализм.
В основу программы неолибералов легли такие идеи, как: консенсус управляющих и управляемых; необходимость участия масс в политическом процессе; демократизация процедуры принятия политических решений; государственное ограничение деятельности монополий.
Неолиберализм позволил оградить личность от злоупотреблений и негативных последствий рыночной системы. Основные ценности неолиберализма были заимствованы другими идеологическими течениями. Он привлекателен тем, что служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства.
Консерватизм и неоконсерватизм. В основе консерватизма (от лат. conservare — сохранять, охранять) лежат идеи незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, естественной иерархии и привилегий определенного слоя населения, моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности.
Предпосылкой возникновения консерватизма стала Великая французская революция 1789 г., в результате которой мир был потрясен радикализмом политического переустройства. Поэтому консерватизм отвергает любые революционные методы изменения общественного устройства.
В XX в. консерватизм вынужден был признать многие либеральные ценности и значительно терпеливее стал относиться к новаторским идеям в политике и общественной жизни. Однако в его основе остались идеи укрепления законности, государственной дисциплины и порядка, неприятие радикальных реформ.
Неоконсерватизм — стремление приспособить традиционные ценности консервативного толка к реалиям Современного постиндустриального общества. Отстаивая такие духовные ценности, как семья, религия, мораль, а также социальную стабильность, взаимную ответственность граждан и государства, уважение прав человека, неоконсерватизм находит немало приверженцев среди избирателей. Партии, основанные на идеях консерватизма, существуют в США (Республиканская партия), Японии (Либерально-консервативная), Англии (Консервативная). И число сторонников этого идейного течения продолжает расти. Консерваторы наращивают свой политический капитал во Франции, Германии и других странах мира.
Социализм (коммунизм). Социализм (от лат. socialis — общественный — идейное течение, целью которого является построение бесклассового общественно-политического строя, основанного на общественной собственности и полном (экономическом, политическом, социальном) равенстве всех граждан.
Идеи социализма известны с древнейших времен, но первые попытки описать устройство этого общественного строя были предприняты мыслителями Нового времени Томасом Мором (1478—1535) и Томмазо Кампанеллой (1568—1639). В XIX в., благодаря работам таких ученых, как А. Сен-Симон (1760— 1825), Р. Оуэн (1771-1851), Ш. Фурье (1772-1837), Л. Бланк (1811-1882) социалистические идеи приобрели теоретический, концептуальный характер и превратились в идеологию рабочего класса. Окончательно социалистическая идеология сформировалась и приобрела определенную политическую направленность благодаря деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Лассаля, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина.
К. Маркс и Ф. Энгельс являются основоположниками коммунистической идеологии. В работе «Манифест Коммунистической партии» (1848) они сформулировали ее основные принципы. Коммунистическая идеология обосновывает необходимость и неизбежность радикального переустройства общества путем свержения буржуазного строя и установления диктатуры пролетариата. В качестве конечной цели революционных реформ предполагается построение бесклассового общества, основанного на общественном самоуправлении.
Социалистическая (коммунистическая) идеология предлагает следующие принципы устройства социалистического (коммунистического) общества:
• отмена частной собственности на средства производства;
• отсутствие эксплуатации человека человеком;
• плановое развитие экономики, отсутствие безработицы, неуклонный рост благосостояния всего народа;
• обеспечение равного права на труд и его вознаграждение в соответствии с принципом «от каждого — по способности, каждому — по труду»;
• бесплатные и общедоступные такие социальные блага, как жилье, образование, медицинское обслуживание;
• утверждение и реализация идей гуманизма и демократии. Попытки реализовать идеи социализма (коммунизма) предпринимались в СССР и многих других странах. Итоги этих экспериментов оказались достаточно неутешительными.
Фашизм. Идеологические истоки фашизма (от итал. fascio — пучок, связка, объединение) восходят к элитарным идеям Платона, Гегеля. Это крайне реакционное, антидемократическое, правоэкс-тремистское идейно-политическое движение, одна из разновидностей тоталитаризма.
Германский фашизм использовал для своих теоретических обоснований идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.
Как социально-политическое явление фашизм возник в начале XX в. в период индустриализации общества и связанных с ней острых кризисных процессов, разрушавших устоявшиеся экономические и социально-политические субкультуры. Фашизм отличается от других традиционных тоталитарных режимов тем, что черпает свои силы в массовом движении недовольных граждан. Массовые движения в условиях глубокого экономического и политического кризисов легко поддаются различного рода манипулированию. Идеология, способная в простой, доступной форме определить цели и способы их достижения, быстро овладевает находящимися под давлением различного рода проблем массами. И чем глубже кризис, поразивший общество, тем больше шансов у фашистской идеологии овладеть массовым сознанием.
Фашизм как идейно-политическое движение и как политический режим возник в 20-е гг. XX в. в Италии, а затем в Германии, Португалии, Испании и других странах.
Наиболее характерными для фашистской идеологии и фашистских режимов являются следующие признаки:
• культ насилия и вождя;
• крайний национализм и даже расизм;
• воинствующий антикоммунизм;
• тотальный контроль за обществом и личностью;
• отсутствие демократических прав и свобод;
• широкое использование государственного регулирования в экономической сфере;
• агрессивность и экспансионизм во внешней политике;
• идеологическая и политическая нетерпимость.
В настоящее время фашистская идеология существует в форме неофашизма и находит своих сторонников во многих странах. Особую активность профашистские организации проявляют во Франции, Австрии, Германии. В России также существует опасность распространения фашистской идеологии. Ее рост стимулируют нерешенные экономические, социальные, межэтнические проблемы, безработица среди молодежи и неэффективная миграционная политика государства.
Кроме рассмотренных идеологических течений, существует немало и других, например таких, как националистические и религиозные. В нашем неспокойном мире именно они служат источниками различного рода политических, этнических и религиозных конфликтов. Такие религиозные идеологические течения, как вакхабизм и толибан являются непосредственными идейными вдохновителями международного терроризма исламского толка.
Национализм. Как идеология национализм представляет собой разновидность группового эгоизма и обосновывает превосходство «своей» нации над другими. Национализм возводит принадлежность к своей нации в политический принцип или программу, в основе которой заложен приоритет своих национальных (этнических) интересов за счет ущемления интересов других этносов.
Благодаря тому, что национальная принадлежность предполагает общность таких социокультурных признаков, как язык, традиции, обычаи, менталитет, единую конфессиональную принадлежность и др., национализм сравнительно легко может объединить под своими знаменами представителей определенного этноса. При этом конфронтация с другими этническими группами только способствует консолидации национальной общности.
Различают две разновидности национализма: 1) национализм как форма протеста против национального угнетения и бесправия этноса; 2) национализм как способ обоснования превосходства своей нации над другими. Первая направлена против национального угнетения, колониальной зависимости, различных форм национальной дискриминации. Такой национализм играет прогрессивную роль. Вторая по своей природе, целям и методам их достижения является реакционной. Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Однако как только стереотипы становятся востребованными, они могут проявиться в полной мере.
Националистическая идеология способствует консолидации этноса и более жесткому противостоянию «своих» и «чужих». Она также придает ценностно-смысловую направленность противоборству, определяя цели и задачи в развитии этноса. Национализм по сути представляет политическую программу развития этноса за счет ущемления интересов других национальных групп.
В основе националистической идеологии лежит завышенная самооценка «своих» и необъективно низкая оценка «чужих». Такой двойной стандарт служит как бы моральным оправданием дискриминации других этносов. Так, в странах Прибалтики (Эстонии, несено к людям второго сорта. На этом основании права и свободы этих людей всячески ущемляются.
С распадом СССР на всей территории СНГ национализм стал представлять реальную угрозу миру и безопасности. Националистические движения во многих бывших союзных республиках вынудили большинство русскоязычного населения покинуть эти республики, а оставшиеся, как правило, подвергаются различного рода дискриминации.
В самой России бесконтрольная миграция, ввоз наркотиков и создание национальных преступных сообществ вынуждает российских граждан враждебно относиться к незваным пришельцам. В стране набирают силу различного рода националистические молодежные организации как протест против засилья и бесчинства иностранцев.
К сожалению, российские власти не могут или не хотят организовать эффективную защиту своих граждан от националистической экспансии извне и защиту своих соотечественников за рубежом.