Автора: Комаровский В.С., Сморгунова Л.В. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496
Государственное управление и политика связаны со сферой общественных дел и включены в механизм удовлетворения общественных интересов. В эту сферу входят: государственное управление, местное самоуправление, управление связанных с ними объединений и организаций, управление посредством ассоциаций гражданского общества. Государство здесь занимает доминирующее место как по возможностям организации удовлетворения общественных интересов, так и по способности распространить свое влияние на все общество. Государственное управление и политика как наука анализируют деятельность государственно-публичных институтов по руководству и организации удовлетворения общественных интересов. Понятия «общественная сфера» и «общественный интерес» являются здесь центральными. Они определяют все компоненты политико-административной деятельности, включая механизмы мотиваций, характер процесса выработки и принятия решений, особенности устройства публично-управленческих институтов, структуру л обязанности людей, осуществляющих государственное управление, формы контроля и ответственности за ведение общественных дел и др. В этом, прежде всего, выражается политологический характер науки государственного управления и политики. Хотя государственное управление и политика имеют характер профессиональной деятельности, это деятельность — профессионально-публичная. Отрыв политической науки от изучения государственного управления ведет к гипертрофии первой составляющей этого определения, оставляя в тени ее публично-политический характер.
Государственное управление — властное управление. В принципе, любое управление связано с властью. Но государственное управление имеет отношение к особому роду публичной власти — государственной власти со всеми ее атрибутами: монополией на насилие, легитимной природой осуществления воздействия на общество, суверенностью, распространением властного влияния на все общество, политической организованностью и т. д. Политический характер отношений в сфере публично-властного управления определяется осуществлением исполнительной государственной власти, ее источником и местом в единой системе государственной власти, а также общегосударствен; шм, региональным или муниципальным руководством экономической, социальной, культурной и другими сферами жизни общества по поручению и под общим контролем народа, составом исполнительных государственных органов, принимающих политические решения, общими целями и методами осуществления политики. Хотя государственное управление представляет собой конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти и имеет свою функциональную специфику и компетенцию, ее невозможно рассматривать изолированно от политического характера публичной власти.
Конечно, публичная администрация ограничена в своей деятельности и осуществляемой ею политике многими факторами: представительными органами власти, президентом, законом. Государственное управление осуществляет политику государства. Но нельзя не признать и того, что органы государственного управления, бюрократия зачастую играют самостоятельную роль в политическом процессе, оказывая на него существенное влияние. Повышение роли исполнительных структур власти в политике государства является очевидным фактом современного политического развития. Государственное управление является важнейшим политическим ресурсом. Все партии и блоки, участвующие в борьбе за президентский пост или парламентское кресло, так или иначе стремятся заполучить этот ресурс или влиять на его функционирование.
Государственное управление является центром политической борьбы за власть. В этом отношении политика неотделима от управления, а управление от политики. Но это не просто ресурс наподобие всякого другого ресурса, будь то деньги, образование или материальные блага; государственное управление является именно политическим ресурсом, а не просто используется в политике. Обладать государственной властью — значит управлять государством.
Государственное управление и политика — отрасль политической науки, предметом которой является организация и деятельность государственных органов и связанных с ними предприятий и учреждений по удовлетворению общественных интересов. Особое развитие эта отрасль политологии получила в Великобритании, США, Франции. В России государственное управление и политика формально относятся к экономическим и юридическим дисциплинам. «Государственное и муниципальное управление» как специальность высшего образования включена в раздел экономических дисциплин. Ученые степени по данному направлению записаны за экономическими и юридическими специальностями. Между тем политическая наука является той дисциплинарной областью науки и образования, с которой проблематика государственного управления и политики связана по своей природе. Вудро Вильсон, одним из первых обозначивший государственное управление в качестве особой исследовательской темы, писал: «Наука государственного управления — это самый поздний плод того направления в политической науке, которое началось две тысячи лет тому назад».
В настоящее время политическая наука органично включает в свой состав проблематику государственного управления и политики. Международная ассоциация политической науки (МАПН) имеет исследовательские комитеты и группы по направлениям: «Государственная бюрократия в развивающихся обществах», «Структура и организация государственного управления», «Сравнительное изучение местного управления и политики», «Сравнительная политика в области здравоохранения», «Анализ государственной политики», «Административная культура». Американская ассоциация политической науки (ААПН) традиционно имеет в своем составе секции по государственному управлению и политике. В настоящее время ААПН включает в себя секции: «Государственная политика», «Государственное управление», «Городская политика», «Политическая организация штатов и политика».
Конечно, нельзя не заметить тенденцию выделения управленческой науки и науки государственного управления и политики в самостоятельную отрасль наряду с другими отраслями знания. Имеются национальные и международные ассоциации административных наук, издаются специализированные журналы, периодически проводятся международные конгрессы по проблемам административистики. Хотя наряду с политической проблематикой наука государственного управления включает в себя и другие аспекты — экономические, психологические, менеджерские, юридические, социологические, но тематика публичного управления находится все-таки ближе всего к политической науке, что связано и с историей этого научного направления, и с современной практикой изучения государственного и — шире — публичного управления.