Автора: Комаровский В.С., Сморгунова Л.В. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496
Эти изменения во многих государствах Запада потребовали создания политико-административной системы нового антрепренерского типа, основывающейся на принципах отделения политики от обслуживания, проверке качества и эффективности работы рынком, ориентации на потребности клиента, перенесения контроля с процедуры исполнения на качество результатов работы, контрактной системы найма и оплаты по результату1.
Государственное управление антрепренерского или рыночного типа (entrepreneurial government) покоится на нескольких ключевых принципах, изложенных в уже упоминавшейся книге Д. Осборна и Т. Гэблера. К сказанному добавим следующее. В политико-административной системе новой антрепренерской модели правительство играет роль своеобразного катализатора. Оно передает исполнительские функции (обеспечение услуг) некоммерческим, общественным организациям, оставляя за собой функции контроля и выработки общего направления работ.
Новая модель предусматривает децентрализацию управления. Основная задача правительства заключается в том, чтобы предоставить местным сообществам возможность решать свои проблемы самостоятельно и проконтролировать степень удовлетворения нужд местного населения. Создается конкурентная среда за счет преодоления государственной монополии на некоторые виды услуг населению. При этом эффективная конкуре
нтная среда (поощряющая инновации, стимулирующая отдачу сотрудников, повышающая качество услуг) может быть создана только в жестких нормативных рамках, т. е. правила конкуренции должны быть четко сформулированы, а сам процесс — находиться под постоянным контролем. Поэтому требуется создание модели ограниченной или регулируемой конкуренции.
Антрепренерская модель предусматривает преимущественную ориентацию государственного управления не на бюрократические правила и собственный бюджет, а на конкретные цели. Это означает, что на первом этапе организация четко определяет цель или, чаще, комплекс целей, а затем разрабатывает систему правил и соответствующий достижению цели(ей) бюджет. Новая модель политико-административной системы ориентирует управленцев не на рост финансовых вложений в организацию, а на конечный результат деятельности. Рассматривая чиновников как рациональных индивидов, авторы этой модели справедливо полагают, что конечный результат их деятельности (например, количество вылеченных больных) неизбежно вступит в противоречие с требованием дополнительных бюджетных вливаний (чем больше пациентов в больницах, тем выше финансовые требования управляющей организации). Правительство должно не столько распределять средства и контролировать расходование, сколько стремиться зарабатывать их.
Антрепренерская модель политико-административной системы не является единственным и, тем более, идеальным, ответом на вызовы современности. Однако именно она стала главным вопросом повестки дня повсеместно идущих административных реформ. При этом ориентация на рыночные механизмы не устраняет необходимости решения вопроса об эффективной организации процесса взаимодействия элементов политико-административной системы между собой и внешними агентами.
Усложнение социальной структуры общества, появление множества гражданских движений, формирование плотной сети коммуникаций, наконец, глобализация культурного и экономического пространства потребовали поиска новых механизмов взаимоотношений между государством и гражданским обществом. Общее направление создания этих механизмов можно определить как расширение практики вовлечения граждан в процесс принятия и реализации государственных решений. Прозрачные и общедоступные способы обратной связи, в свою очередь, призваны обеспечить эффективное использование ресурсов для решения социально-экономических проблем и более точно определить приоритеты государственной политики. Одновременно с изменением механизмов обратной связи изменяются организационные структуры внутри политико-административной системы. Стратегическим направлением изменений стала децентрализация, а перспективной целью — формирование горизонтальной управленческой сети, куда, наряду с государственными организациями, войдут организации частного сектора и различные общественные группы.