Автора: Комаровский В.С., Сморгунова Л.В. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496
Во всяком развитом демократическом государстве существуют особые учреждения, контролирующие деятельность лиц, выполняющих те или иные функции государственного управления. Например, в Соединенных Штатах Америки существуют так называемые независимые учреждения, деятельность которых заключается в контроле над всеми исполнительными ведомствами (кроме «закрытых») и главы которых не подчинены президенту. Эти учреждения создаются специальными актами конгресса и работают на постоянной основе. Особое внимание следует обратить на ряд государственных органов, занимающихся вопросами организации государственной службы, прежде всего, на Службу управления персоналом. Это учреждение занято разработкой правил для государственных служащих, работающих в органах исполнительной, законодательной и судебной власти. Для повышения качества публичной службы в 1978 г. был принят закон о реформе гражданской службы. Его главной задачей было предотвратить так называемую запрещенную кадровую практику, не обеспечивающую гражданам США, обладающим для этого необходимыми данными, равного доступа к гражданской службе. С этой целью создавалось особое учреждение — Управление по защите «системы заслуг» (с отделениями во всех штатах), контролирующее деятельность государственных служащих и наделенное в рамках его компетенции необходимыми следственно-судебными функциями.
На первый взгляд кажется, что учреждение, аналогичное американским службам управления государственными служащими, существует и в России. В частности, известно, что в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» Указом Президента от
1 декабря 1995 г. создан Совет по вопросам государственной службы. Однако анализ названных документов приводит к выводу, что мы имеем дело с институтом, во-первых, комплектуемым из представителей определенных органов государственной власти, а во-вторых, функционирующим при Президенте и потому не наделенным никакими реальными управленческими полномочиями, в-третьих, определенным образом дублирующим работу других институтов, прежде всего Главного управления Администрации Президента по вопросам государственной службы и кадров и Департамента государственной службы в Правительстве Российской Федерации.
Большую работу по контролю деятельности органов государственной власти в США выполняет также Центральное управление по контролю над расходами во главе с Генеральным контролером. Это учреждение было создано в 1921 г. для ведения законодательного контроля над приходами, расходами и использованием общественных средств. Управление предписывает федеральным ведомствам порядок расходования выделенных им средств и, согласно Закону о процедуре принятия бюджета (1950 г.), осуществляет ежегодную ревизию финансовой деятельности государственных учреждений. Контролирующая функция Управления распространяется на все штаты (в каждом штате есть отделения данного управления) и практически на все правительственные программы.
Может сложиться впечатление, что подобный институт существует и в России. Речь идет о Счетной палате, создаваемой на паритетной основе Советом Федерации и Государственной Думой. Согласно Федеральному закону, сферой деятельности этого органа является контроль над исполнением федерального бюджета. Практика, однако, свидетельствует, что Счетная палата не всегда выполняет те важные функции, которые определены ей законом, и причины этого кроются как в специфике организации данного учреждения, проявляющейся, в частности, в отсутствии подразделений в субъектах Федерации, так и в тех условиях, которые предлагает ему внешняя среда.
Таким образом, можно констатировать, что демократическое государство предполагает наличие вполне определенной системы институтов, обеспечивающей постоянный надзор за каждым субъектом политико-административного управления. Отсутствие хотя бы одного из этих институтов разрушает «тело» государства. Поэтому их создание и совершенствование является важной и актуальной общественной проблемой.