Политико-административное управление

Автора: , | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496

Федерализм: понятие и типология

Федерализм (от лат. foedus — союз, завет) является родовым понятием и включает в себя несколько типов. Первый тип — федерация (federation) — представляет собой такую форму организации государственной власти, которая предполагает учреждение единого государства, в пределах охвата которого формируется полития, а составляющие ее федерированные единицы получают право, с одной стороны, на самоуправление, с другой — на соучастие в общем конституционном управлении государством в целом.

Основным признаком федерации выступает государствоподобный характер территориальных единиц высшего уровня (субъектов федерации), существование и границы которых, а также распределение компетенций между субъектами и центром гарантируются конституцией. Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территори


альных единиц высшего уровня и приобретения ими государствоподобных черт. Полномочия центра делегируются ему населением всех составляющих политию единиц. Центральные органы власти могут непосредственно воздействовать на граждан страны. Для роспуска федерации требуется согласие всех или большинства входящих в нее субъектов. К классическим современным федерациям можно отнести США, Швейцарию, Канаду.

Второй тип — конфедерация (confederation) — был общепризнанной формой федерализма до принятия Конституции США в 1787 г. При конфедеративном устройстве объединившиеся единицы образуют союз, но в значительной степени сохраняют суверенитет и законодательные полномочия. Центральные власти могут воздействовать на граждан только через эти единицы. Для выхода из состава конфедерации не требуется согласия остальных членов. Примерами современной конфедерации могут служить Европейский союз, Содружество Независимых Государств.

Третий тип — федератизм (federacy) — предполагает асимметричные взаимоотношения между федерированной единицей и более крупной федеративной державой. Основой поддержания союза является сохранение федерированным государством широкой внутренней автономии при отказе от некоторых форм участия в управлении федеративным государством. Именно таким образом построены взаимоотношения США с Пуэрто-Рико и Гуамом.

Четвертый тип — ассоциированная государственность (associated statehood) — близок к федератизму. Отношения субъектов также асимметричны, но федерированное государство в меньшей степени связано с федеративной державой, сохраняя конституционное право одностороннего разрыва ассоциативных связей. Помимо уже названных, существуют и другие — квази- федеративные — формы, в том числе унии, лиги, кондоминиумы и пр. Каждая из форм федерализма предлагает собственное решение неких специфических проблем управления, но все они призваны найти способы, позволяющие обеспечить сочетание единого управления политией в целом с достаточным уровнем самоуправления ее частей и/или добиться создания системы соучастия во власти с тем, чтобы способствовать демократическому самоуправлению всего государства, либо его составляющих.

Федерализм, по определению, более демократическая форма организации государства, чем унитаризм. Поэтому подавляющее число федеративных государств имеют республиканскую форму правления. Исключения представляют такие монархии, как Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия, Бельгия, Канада, Австралия. Субъекты трех последних федераций организованы по республиканскому типу. Демократичность федеративного территориального устройства заключается в том, что оно предполагает децентрализацию власти, ее полицентризм, гарантирующий свободу от диктатуры. Из вышесказанного следует, что в основе федерализма находится вопрос взаимоотношений. Федерализм воплощается в конституциях и институтах, структурах и функциях, но, в конечном счете, имеют значение именно взаимоотношения.