Автора: Комаровский В.С., Сморгунова Л.В. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496
Истоки федерализма уходит корнями в политическую практику античности, когда суверенные государства посредством договора заключали военные или экономические союзы. Федеративные отношения существовали уже в Древней Греции, обретая форму соглашений — религиозных и племенных альянсов, союзов между городами-государствами. Классическими примерами древних федераций являются Этолийский и Ахейский союзы (И —III вв. до н. э.), которые были своего рода супер-полисами, созданными для военной защиты. Многие великие империи древнего мира — персидская, эллинистическая, римская — политически структурировались на основе соглашений, допускавших принцип культурного самоуправления.
Средневековье также отмечено своеобразным опытом федерализма, элементы которого обнаруживаются в лигах самообороны, создававшихся торговыми городами центральной Европы. В XVI — XVII вв. деятели Реформации стали применять федеральные принципы к государственному строительству. Идеи федерализма послужили организационным базисом для создания в Европе в конце XVI в. нового независимого государства — Соединенных провинций Нидерландов, называемых по наиболее крупной и важной провинции Голландией. Основное законодательство, решение общегосударственных вопросов и налогообложение в Соединенных провинциях было прерогативой Генеральных штатов. Каждая провинция во внутренних делах пользовалась широкой автономией. Швейцарский союз, начало которому было положено заключением военного договора 1291 г. между кантонами Швиц, Ури и Унтервальден и который разросся в XIV — XVI вв. за счет присоединения новых кантонов и союзных земель, стал, как известно, конфедерацией, т. е. объединением без постоянных органов центральной власти. Общесоюзные дела решались на съездах делегатов кантонов — ландтагах. Отношения между кантонами регулировались на основании заключенных между ними договоров. В решении своих внутренних дел кантоны были самостоятельны. Они могли также заключать соглашения между собой и с иноземными государствами, но без ущерба для безопасности и интересов союза в целом.
Первая современная федеральная система была создана в США в 1787 г. Политико-управленческий смысл дискуссий, предшествовавших созданию этого государства, сводился к тому, кто будет играть ведущую роль — штаты или федеральный центр. В итоге был найден компромисс: дело государственного управления было разделено между двумя избранными правительствами — общенациональным (федеральным) правительством, управлявшим всей территорией государства, и региональным (штатным), чья власть распространялась на гораздо меньшую территорию. Каждое правительство обладает базовыми возможностями создавать, вводить в действие и исполнять свои законы, может действовать самостоятельно от других уровней власти (или сотрудничать с ними). Все споры между общенациональным и штатными правительствами решаются в судебном порядке, но если действия властей штата противоречат интересам федерации, то в силу вступает принцип верховенства общефедерального законодательства. Федеральная законодательная власть представляет собой двухпалатную систему, в которой нижняя формируется с учетом численности населения на каждой территории, а в верхней палате все штаты представлены одинаково.
Именно развитие и успех федерализма в США сделали из него феномен мирового значения. Первыми опыт США позаимствовали бывшие британские колонии — Канада и Австралия. После Второй мировой войны число федеративных государств существенно увеличилось. Ныне в мире существует 22 федеративных государства: 6 федераций в Европе (Австрия, Бельгия, ФРГ, Россия, Югославия, Швейцария), 4 — в Азии (Индия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан), 6 — в Северной и Южной Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США), 4 — в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия), 2 — в Океании (Австралия, Папуа — Новая Гвинея).
Большинство федераций — крупные или средние государства, в которых в совокупности проживает около трети населения Земли. Популярность идей федерализма связана, прежде всего, с тем, что он представляет собой модель создания достаточно больших политических систем, гарантирующих высокую степень единства при сохранении этнического или территориального своеобразия федерированных единиц. Не везде по ряду причин федеральный опыт оказался удачным, однако, в целом федерализм обеспечивает как стабильность, так и адаптируемость к изменяющимся условиям жизни индустриальных и постиндустриальных обществ.
Организация федераций и их структура неодинаковы в разных странах. В США насчитывается 50 субъектов федерации, в Бельгии — только 3. Некоторые федерации имеют лишь однопорядковые составные части (земли в Австрии или Германии). В других федерациях составными частями государства могут быть федеральные владения, ассоциированные государства, федеральные округа (США).
Большинство федераций характеризуются одинаковым правовым статусом ее субъектов, но в Индии существует их определенная градация, а Танзания по конституции 1977 г. характеризуется полной асимметрией ее двух составных частей — Танганьики и Занзибара.
Неодинаковы и тенденции развития федеративных государств. Канада и Швейцария, официально являющиеся конфедерациями, на деле фактически превратились в федеративные государства. Индия и Пакистан представляют собой высокоцентрализованные федерации. В США в последние десятилетия активно осуществляется политика так называемого нового федерализма, сутью которой являлось расширение прерогатив органов местного самоуправления и правительств штатов за счет полномочий федерального правительства.