Автора: Комаровский В.С., Сморгунова Л.В. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496
Положение, которое местное самоуправление занимает в политической системе демократического общества, зависит от его функций. Прежде чем рассмотреть более подробно основные функции местного самоуправления, следует подчеркнуть, что в тех случаях, когда мы имеем дело с несколькими его уровнями, существует определенное распределение между базовым и промежуточным уровнем на основе четкого разделения сфер компетенции.
Вопрос о количестве и размере политико-административных единиц местного самоуправления имеет принципиальное значение для определения их сферы компетенции. Наиболее просто ситуация складывается там, где существует лишь один уровень местного самоуправления. Привлекательность такого варианта очевидна, поскольку его наличие делает возможным определение всесторонних и интегрированных целей и политики с учетом всего спектра местных потребностей, и баланса между ними при определенных приоритетах, а также большую гибкость в управлении ресурсами. Такая ситуация значительно облегчает координацию и интеграцию управления для достижения большей эффективности: единолично представляет интересы жителей данной местности перед центральным правительством; располагает большими возможностями для привлечения сильных кандидатов для борьбы за политические и выборные административные посты.
Несмотря на эти, казалось бы, неоспоримые преимущества один уровень местного самоуправления встречается сравнительно редко. Куда более обычным является наличие нескольких уровней: двух — муниципалитет и округ (графство, департамент, область) или даже трех, если сюда включается уровень сел или приходов. Среди факторов, влияющих на число уровней, количество и размеры промежуточных образований, наиболее очевидными являются площадь страны, географические особенности, численность населения, количество базовых образований и степень централизации управления. Во многих странах число уровней в сельской местности превышает их число в городах. В определенной степени это является отражением существующей в сельской местности тенденции иметь меньшие по численности населения административно-территориальные образования.
Основным аргументом в пользу многоуровневой системы местного самоуправления является необходимость, с одной стороны, сохранения максимально приближенного к рядовым гражданам базового уровня, с другой — укрупнения источника ресурсов для предоставления ряда услуг, что с наибольшей эффективностью возможно именно на промежуточном уровне, имеющем большие возможности для привлечения высококвалифицированных специалистов и капиталовложений, однако учитывающем при этом специфику местных условий.
В то же время можно проследить и определенную зависимость между ценностными ориентациями, господствующими в общественном сознании данной страны в определенный период, и структурой местного самоуправления. Там, где во главу угла ставятся сугубо практические цели, где главным провозглашается эффективность деятельности органов власти, там ощущается тенденция к созданию достаточно крупных административно-территориальных образований.
Там, где главным считается тесная связь органов местного самоуправления с местными сообществами, коммунами, принцип равенства властей различных уровней, «солидарность», достижение консенсуса, гораздо более характерной является сложная многоуровневая система местного самоуправления с большим количеством мелких базовых органов власти общей компетенции.
Наиболее распространенными сферами компетенции органов местного самоуправления являются следующие: городское (сельское) планирование и развитие; жилье; дороги; транспорт; образование; профессиональное образование и образование взрослых; деятельность в сфере культуры, включая библиотеки и музеи; отдых и охрана окружающей среды; здравоохранение и социальная помощь; полиция; пожарная служба; развитие местной экономики и стимулирование занятости; коммунальные услуги; туризм.