Политико-административное управление

Автора: , | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496

Принципы и основные направления административных реформ

Существующие в настоящее время системы административного управления в странах Восточной Европы сложились в значительной мере под влиянием политических и экономических трансформаций 1990-х гг. Этим странам была присуща однотипная — советская модель политического и государственного управления, которая базировалась на принципах единства системы государственной власти и управления, демократического централизма, руководящей и направляющей роли правящей коммунистической партии, конституционного признания социалистических форм собственности. Поэтому, несмотря на имевшие место различия между странами Восточной Европы, реформы политического и административного управления имели общие принципы и направления.

Первые шаги по реформированию административной системы в постсоциалистических государствах были сделаны еще в начале 90-х гг. Основные принципы и направления реформы административного управления были сформулированы на основе общей стратегической задачи стран Восточной Европы: построение демократического правового государства, признающего и гарантирующего права и свободы человека, создающего экономические, политические, социальные и правовые условия для их реализации. Перечислим главные цели, принципы и направления административных реформ в странах Восточной Европы:

— создание эффективной системы государственного управления;

— приватизация значительной части государственной собственности как средство повышения эффективности государственного управления;

— внедрение новых информационных технологий, способствующих повышению эффективности работы госаппарата в целом и его отдельных звеньев;

— исключение из действующих конституций положения о руководящей роли коммунистической партии и одновременное осуществление департизации государственного аппарата;

— провозглашение и правовое закрепление в действующих конституциях принципа разделения властей;

— демократизация и децентрализация системы государственного административного управления, которые проходили в двух формах — передача отдельных полномочий (функций) на более низкий уровень управления при сохранении централизованной власти и создание автономных структур (коммун, общин, муниципалитетов), располагающих собственными ресурсами для решения поставленных перед ними задач;

— создание конституционных гарантий равного правового статуса всех форм собственности;

— проведение реформы политико-административного управления;

— реабилитация идеи местного самоуправления и создание правовых гарантий для развития соответствующего института;

— реформирование государственной службы, включающее изменение системы оплаты труда и стимулирования госслужащих; создание новой системы обучения, повышения квалификации и развития персонала, методов отбора и найма работников, форм аттестации и оценки выполнения обязанностей, проведение на практике политики равных возможностей для женщин и национальных меньшинств, формирование службы высших чиновников.