Политико-административное управление

Автора: , | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496

Группы интересов и общественные движения

Группами интересов называют институциональные структуры разного типа (предпринимательские, профсоюзные, религиозные, этнические, культурные и др.), которые, не претендуя на политическую власть, пытаются влиять на нее, посредничая в обеспечении специфических интересов своих членов. «Группа интересов представляет собой ассоциацию индивидуумов, имеющих общие цели и задачи и пытающихся реализовывать их путем оказания влияния на процесс принятия политических решений», — пишет американский исследователь Дж. М.Берри.

Для обозначения сложившейся системы взаимодействия групп интересов и государства в 70-е годы XX в. появилось понятие «неокорпоратизм», или «социетальный/либеральный корпоратизм», поскольку исходное понятие «корпоратизм» было дискредитировано в общественном мнении политической практикой фашизма. ГЛембрух определил либеральный корпоратизм как «особый тип участия больших организованных групп в выработке государственной политики, по преимуществу в области экономики». Либеральный корпоратизм не претендует на подмену институциональных механизмов парламентского и партийного правления, но в то же время способствует большей интегрированности политической системы. Его нельзя отождествлять лишь с консультациями и сотрудничеством правительства и заинтересованных групп. Его отличительная черта — высокая степень кооперации между самими этими группами в выработке экономической политики[IV].

Общественное движение представляет собой коллективное образование, действующее в течение достаточно длительного времени. Его цель — содействие или сопротивление социальным изменениям в обществе или группе, частью которой оно является. В определении американских социологов Р. Тернера и Л. Киллиана подчеркиваются два основных параметра движения: их коллективный характер и целенаправленность действий. От них производны такие признаки движения, как общие ценности, воплощенные в идеологии движения; общая коллективная идентичность; наличие системы норм и правил поведения для «своих» (внутренний этос) и правил взаимодействия с окружением (внешний этос)[V].

На основании обобщения большого исторического материала польский исследователь Е. Вятр выделил основные стадии эволюции движения: 1) создание предпосылок движения;

2) артикуляция стремлений; 3) агитация; 4) развитая политическая деятельность: проведение программ в жизнь, борьба за власть или оказание давления на правительство; 5) затухание политического движения: достижение целей или признание их неосуществимости.

Однако не все общественные движения проходят полный цикл развития. «...Социальное движение при демократии — дело сомнительное и всегда недолговечное, — пишет А. Пшеворс - кий. — Профсоюзам есть к чему двигаться: к институтам производственных отношений и государству; партии движутся


к парламентам; лобби — к бюро; а у движений нет институтов, к которым они могут стремиться».

Поскольку в условиях демократии движения, как правило, не ставят своей задачей борьбу за власть, постольку они рассматриваются партиями как ресурс поддержки в избирательной борьбе. По мнению ряда исследователей, открытая политическая система (американская) делает наиболее вероятными три сценария развития общественных движений национального масштаба: 1) распад движения; 2) включение активистов движения в одну из политических партий (кооптация); 3) создание групп давления, которые пытаются оказать влияние на правительство и парламентские партии. В странах с относительно закрытой политической системой (ряд стран Западной Европы), где партии возникли по классовому признаку, третий вариант маловероятен, однако возможно создание на базе движения новой политической партии (например, партия «зеленых» в ФРГ).