Автора: Комаровский В.С., Сморгунова Л.В. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496
На протяжении последнего десятилетия немецкая модель социального страхования остается в центре острых дискуссий о необходимости ее реформирования. Пенсионная система ФРГ имеет весьма сложную структуру, включая в себя несколько базовых систем, к которым относятся государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, корпоративное пенсионное обеспечение, система пенсионных пособий для фермеров. Наряду с базовыми существуют пенсионные системы дополнительного характера, а также различные виды частного пенсионного страхования.
Государственное пенсионное обеспечение распространяется только на чиновников. Оно финансируется из государственного бюджета за счет налогов, собираемых со всех налогоплательщиков. Обязательное пенсионное страхование (ОПС) распространяется на рабочих и служащих, занятых в качестве наемных работников. Критерием обязательности участия в системе ОПС служит среднемесячный доход, который сегодня не превышает 8400 марок для старых земель и 7000 марок для новых. Лица с более высокими доходами освобождаются от обязательного страхования, но могут присоединиться к нему на условиях только добровольного страхования. Принципиальное отличие пенсионного обеспечения чиновников от обязательного страхования рабочих и служащих заключается в том, что последние финансируются преимущественно за счет индивидуальных страховых взносов, которые аккумулируются не в государственном бюджете, а в соответствующих пенсионных кассах или фондах. Государство отчасти дотирует систему ОПС.
Корпоративное пенсионное обеспечение (КПО) распространяется на самозанятых граждан (частных адвокатов, врачей, нотариусов и др.). Финансирование КПО осуществляется за счет специальных отчислений, которые делают члены своей профессиональной корпорации в создаваемый при ней пенсионный фонд. Сходным образом устроена система пенсионных пособий для фермеров (ППФ), которая в значительной степени дотируется государством. К дополнительным системам пенсионного обеспечения относятся различные пенсионные пособия, которые, например, предоставляются рабочим и служащим государственного сектора, а также пенсионные выплаты на частных предприятиях, работники которых охвачены ОПС. Все перечисленные категории лиц, а также граждане, освобожденные от участия в системе ОПС, могут воспользоваться услугами индивидуальных систем пенсионного страхования. Частное пенсионное страхование может использоваться и как дополнение к участию в ОПС. Основной системой страхования в Германии является обязательное страхование. Система ОПС охватывает 43,3 млн страхователей.
Структура управления пенсионным страхованием и обеспечением довольно сложная и сочетает в себе элементы самоуправления и государственного управления. Социальный кодекс устанавливает для всех базовых организаций пяти видов социального страхования единый юридический статус публичноправовой корпорации, действующей на основе самоуправления. Это же относится и к организациям ОПС. Таким образом, организации ОПС являются автономными, их деятельность регулируется только законодательством и собственными уставами. Они не находятся в подчинении у государственных органов, функции которых ограничиваются надзором за исполнением соответствующих актов и уставных норм, принятыми организациями ОПС.
Вместе с тем законодательство об обязательном пенсионном страховании содержит положения, согласно которым организации ОПС объединяются в Ассоциацию немецких организаций обязательного пенсионного страхования (АНОПС). Устанавливаются определенные формы взаимодействия между публичноправовыми корпорациями ОПС и государственными структурами в рамках Социального совета.
Ассоциация немецких организаций пенсионного страхования объединяет 27 публично-правовых корпораций, которые занимаются обязательным пенсионным страхованием. При этом сама Ассоциация имеет статус общественной, а не публич - но-правовой организации. Это означает, что АНОПС самостоятельно определяет, какие задачи и проблемы имеют общий для всех членских организаций характер, и содействуют их решению. Высшим руководящим органом АНОПС является общее Собрание представителей всех 27 членских организаций, причем каждая делегирует по одному представителю от наемных работников и работодателей.
Создав детально разработанную правовую и нормативную базу для работы организаций ОПС и предоставив им широкие полномочия для реального самоуправления, законодательство
ФРГ сохранило за правительством право на принятие решений по некоторым ключевым аспектам обязательного пенсионного страхования. Именно правительство определяет размеры ставок по отчислению пенсионных взносов, а также расчетную базу доходов, с которых делаются такие отчисления и т. д.
Для координации действий правительства и самоуправляющихся структур ОПС создается Социальный совет. Двенадцать его членов назначает правительство, из которых четыре — представители работодателей, четыре — наемных работников, один представитель от Федерального немецкого банка, три эксперта — специалисты в области социально-экономических наук. Организация работы совета возлагается на министра труда и социального порядка. Законодательством ставится основная задача Социального совета: разработка экспертного заключения о ежегодном правительственном докладе о пенсионном страховании. Доклад поступает в Социальный совет, а также в федеральные законодательные органы — бундестаг и бундесрат. В свою очередь Социальный совет дает экспертное заключение о представленном докладе и передает его в правительство и законодательные органы.
На основе доклада и экспертного заключения правительство принимает решение в виде правительственного постановления, которое подлежит согласованию с бундесратом и определяет ряд ключевых параметров для системы ОПС на очередной период.
Такая модель пенсионного страхования по-своему уникальна и отражает национальную специфику организации одного из элементов национальной социальной политики. В ней равно сочетаются интересы государства, страхователей и страховщиков.