Политико-административное управление

Автора: , | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496

Совершенствование федеративных отношений в Российской Федерации

Укрепление российской государственности и совершенствование федерализма было невозможно без решения еще одной, более сложной проблемы, доставшейся в наследство от предыдущей администрации — введения в конституционное русло двухсторонних договоров о разграничении полномочий между федеральным центром и отдельными субъектами Федерации. Ликвидация подобной практики, не выдерживающей критики со стороны квалифицированных юристов, дает возможность превратить Россию в подлинно правовое, федеративное государство, а не в страну, где население отдельных территорий пользуется льготами от сепаратных соглашений.

В июне 2001 г. была образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Соответствующие комиссии были сформированы и в федеральных округах. В рамках работы этой комиссии осуществляется мониторинг федерального законодательства с целью отмены норм, приводящих к вмешательству в исключительную компетенцию субъектов Российской Федерации.

Уже вполне очевидны следующие шаги по совершенствованию российского федерализма. Требует дальнейшего развития и совершенствования правовая база федерализма, в частности, необходимы разработка и принятие федеральных конституционных законов о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта и о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

Необходима успешная реализация уже законодательно закрепленной судебной реформы, создание единой и эффективной системы судебной власти в стране, поскольку именно судебные органы являются инструментами, посредством которых исполняются решения, касающиеся нарушений федерального законодательства в регионах.

Таким образом, проводимые Президентом В. В.Путиным по - литико - административные реформы, без сомнения, способствуют преодолению кризиса управления Российской Федерацией. Страна, избавившись от ставшего привычным для нее «паралича» федерального центра, получила энергичную высшую исполнительную власть и способную к сотрудничеству с ней законодательную.

Имеющиеся позитивные сдвиги не следует сводить к тому, что каналы власти очистились от руководителей регионов, нарушавших под защитой депутатского иммунитета конституционные и законодательные нормы. Куда важнее изменения и дополнения к действовавшим законам об организации властных структур субъектов Федерации, которые позволяют поставить барьеры избыточному суверенитету территорий.

Введение ответственности за принятие на местах антиконституционных установлений (вплоть до роспуска регионального законодательного собрания или снятия с должности главы исполнительного органа) является инструментом, способным обеспечить цивилизованное решение неизбежных разногласий между властями обоих уровней. В арсенале федерального центра теперь имеются легальные процедуры для контроля над ситуацией в регионах. Притом не только при крайних обстоятельствах (например, сецессия), но и в случае несоблюдения общегосударственных законов или нарушения конституционных прав граждан России. Последнее особо важно, поскольку существует множество причин, делающих федеральное вмешательство более чем уместным, в частности, это касается межэтнических трений и элементов дискриминации по национальному признаку.

В то же время вряд ли стоит преувеличивать угрозу самому федеративному принципу, исходящую от президентских инициатив. Процедура снятия глав регионов очень сложна, президент участвует в ней как гарант Конституции, а не просто как верховное лицо. Верхняя палата утратила только тот авторитет, который ей не полагался по российской модели федерализма (в этом она похожа на германскую модель, где верхняя палата значительно слабее нижней).

В целом ситуация свидетельствует о прочности новой российской государственности. Ее основные институты уже сложились. Российский федерализм потерял «лишний вес», порожденный неизбежными политическими уступками ельцинской эпохи. Соотношение сил «центр — регионы» стало более сбалансированным.

Необходимо отметить, что реформы шли в русле сложившегося еще в 1990-е гг. так называемого исполнительного федерализма. Он позволял правящим элитам страны вести, главным образом, закулисный торг по ключевым вопросам, достаточно вольно трактуя Конституцию Российской Федерации, отодвигая на задний план представительные органы власти и не испытывая ни малейшего давления со стороны общественного мнения.

Последнее является результатом базового противоречия российского федерализма. В силу целого ряда особенностей — обширная территория, многонациональный состав населения, неравномерность экономического, социального и культурного развития регионов — федеративное устройство представляется для России оптимальным. Федералистская идея прочно утвердилась в ряду тех общественно-политических идеалов, которые разделяются подавляющим большинством рядовых граждан и политической элиты страны. В то же время попытки взрастить федеративную идею в условиях неразвитого гражданского общества, дефицита демократической культуры, при отсутствии субстрата федерализма — уважения к либеральным ценностям — может привести только к промежуточным результатам. Соответственно, подобно любой переходной форме, «исполнительный федерализм» несовершенен и противоречив, однако на данном этапе он, видимо, представляет собой предельно возможное приближение к федеративному идеалу: приспособление федералистской идеи к потребностям только еще формирующегося демократического и рыночного общества.

В условиях неразвитости федералистской по своей сути политической культуры пределом возможного для России представляются половинчатые и не всегда последовательные формы федерализма. Однако их сохранение важно в свете демократической перспективы нашего общества. Более того, для современной России именно половинчатый федерализм может оказаться оптимальным — здесь важно не забегать вперед, поскольку попытки внедрить «полноценную федерацию» без надлежащих условий могут надолго дискредитировать федералистскую идею.