Политико-административное управление

Автора: , | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496

Основные направления реформирования госслужбы Российской Федерации

Основные направления совершенствования госслужбы в сторону ее демократизации представляются следующими.

1. Резкое сокращение объема распорядительных и распределительных функций госаппарата, прежде всего, в сфере экономики. На первый взгляд, это больше связано не с демократизацией, а с совершенствованием системы управления в целом. Однако нам представляется, что именно здесь содержится объективное основание всего процесса демократизации. Уменьшая до минимума сферу, где чиновник действует как распорядитель, мы тем самым ограничиваем его влияние на жизнь граждан и, соответственно, их от него зависимость. Так, при социализме практически все материальные ресурсы распределялись чиновниками различных рангов со всеми хорошо известными последствиями. Переход на рыночные принципы, предполагающие разгосударствление экономики и других сфер жизни, казалось бы, должен был положить конец подобной системе отношений. Однако произошло нечто иное: распределяться стал уже не доступ к потреблению ресурсов, а право их продажи, во многих случаях право собственности на них. Таким образом, ценность контроля над «фондом распределения» многократно возросла. Одновременно возросла и значимость статуса «распределителей», т. е. тех же чиновников и, соответственно, зависимость от них всех прочих категорий граждан. Поэтому устранение подобного положения, прежде всего, в области приватизации и предоставления всевозможных льгот (последнее к тому же, как показывает ряд недавних историй с различными фондами, служит мощным криминогенным фактором), превратит чиновника, скорее, в контролера законности действий «клиентуры» и выражающего интересы государства-арбитра в случаях конфликта. С этим тесно связан следующий пункт.

2. Подробное и четкое регулирование процедур принятия управленческих решений, что сокращает сферу административного усмотрения и значительно облегчает общественный контроль над действиями чиновников. Если правила и порядок принятия решений являются ясными и доступными для клиентов, то ограничиваются возможности произвола, сговора с отдельными клиентами, а также включается механизм, может быть, самого эффективного контроля — контроля заинтересованных лиц, что создает реальные условия для открытости аппарата.

3. Сокращение численности аппарата. Известно, что за годы рыночных реформ госаппарат увеличился почти в полтора раза. При этом степень кадровой преемственности в правительственных структурах велика, многие работники попали в аппарат еще в доперестроечные времена. Кроме того, в аппарате появились новые звенья. Все это автоматически делает систему сложнее, закрытее и, следовательно, менее доступной для общественного контроля. Поэтому сокращение — не только средство удешевления и упрощения управления, но и один из путей его демократизации.

4. Лишение чиновника монополии на информацию. Бюрократия всегда и везде стремится получить максимальное информационное преимущество, а также убедить общество в своей незаменимости и исключительной компетентности. Еще М. Вебер отмечал, что монополия на роль профессиональных экспертов — основа бюрократической власти. Отсюда, кстати, и стремление засекречивать все и вся. Однако в демократических странах ему существуют противовесы в виде профессиональной экспертизы как политиков (и их аппарата), так и независимых экспертов — ученых, общественных деятелей, журналистов. У нас пока эти формы квалифицированного общественного контроля развиты крайне слабо. Даже так называемый политический контроль со стороны представительных органов малоэффективен. Следует, наконец, «оживить» и контрольную функцию прокуратуры, а также судебный контроль.

5. Развитие принципов «merit system», т. е. оценки и карьерного роста служащих на основе их заслуг и профессиональных качеств, что является основой современной госслужбы в развитых странах. С принятием закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» возможность для этого впервые в отечественной истории была установлена нормативным образом. Хотя с принятия закона прошло много времени, предстоит многоплановая работа по совершенствованию механизма воплощения его норм в жизнь — установление критериев и процедур оценки деятельности служащих, формирование кадрового резерва и других инструментов для обновления состава госаппарата, создание отвечающих современным потребностям программ подготовки и переподготовки кадров государственных и муниципальных служащих. Интегрирующим принципом должно стать сохранение и повышение профессионализма госслужбы при ограничении ее кастовости.,

Важными направлениями реформирования госслужбы должны также стать:

— подготовка и проведение реформы госслужбы на основе творческого использования подхода «государственного менеджмента», т. е. осторожное и ограниченное внедрение в госаппарат рыночных механизмов и стимулов;

— повышение «прозрачности» системы госслужбы, ее «отзывчивости» на нужды граждан; это означает придание деятельности исполнительных органов максимально публичного характера;

— превращение госслужбы в публичную, а граждан — в ее клиентов, что предполагает постепенное изменение системы отношений между госслужбой и обществом, а также внутри госслужбы:

В этой связи актуальным представляется не только создание структуры, отвечающей за реформирование госслужбы, но и наделенной контрольными функциями, одновременно выражающей интересы граждан и обеспечивающей их максимальное участие в реформировании государственного аппарата.