Автора: Комаровский В.С., Сморгунова Л.В. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496
Заложенное в Конституции Российской Федерации решение о децентрализации политической власти путем ее распределения между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением ведет к тому, что Федерация оставляет за собой полномочия по установлению наиболее общих принципов организации местного самоуправления. При этом на субъекты Федерации на законодательном уровне в рамках федеральных норм в основном ложится обязанность по формированию муниципального права.
Полномочия местного самоуправления включают:
1) «собственные» полномочия местного управления, т. е. полномочия, которые государство признает за местным самоуправлением и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управления муниципальной собственностью;
2) отдельные государственные полномочия, наделение которыми осуществляется только законом с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Наделение этими полномочиями возможно в двух формах: а) передачи, когда какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органа местного самоуправления; б) делегирования — предоставления государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления одноразово, на определенный срок или бессрочно.
Вопросы, относящиеся к ведению органов местного самоуправления, достаточно обстоятельно прописаны в ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципального образования;
10) создание условий для жилищного и социально-культур - ного строительства;
11)контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие, муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
21)создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы.
К собственной компетенции местного самоуправления законом отнесены 30 предметов ведения. Все они тесно связаны с территорией местного самоуправления, максимально приближены непосредственно к территории и населению и в целом сопоставимы с теми задачами, которые выполняют муниципальные образования в странах Западной Европы.
Функции управления (основные направления управленческой деятельности), осуществляемые на муниципальном уровне, весьма разнообразны. В обобщенном виде они таковы:
— обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
— управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
— обеспечение комплексного развития территории местного самоуправления;
— обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально - культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
— охрана общественного порядка;
— защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В то же время можно выделить так называемые организационные функции, отражающие стадии управления: планирование — организация — контроль — результат. Организационное проектирование структуры управления администрации муниципального образования предполагает соблюдение определенной последовательности действий разработчиков.
Этап | Исходные предпосылки, условия, ограничения | Выходные результаты при реализации этапа |
|
Анализ структуры управления | Общие принципы управления; система целей и задач муниципального управления; особенности администрации; условия и факторы, определяющие требования к оргструктурам | Общая схема оргструктуры управления; основные функциональные и линейные блоки оргструктуры; конфигурация структуры; множество функций муниципального управления |
|
Формирование целей и задач | Система целей и задач муниципального управления; система законодательно закрепленных функций за муниципальным уровнем управления; множество дополнительных функций администраций; методы структуризации целей (задач, функций) | Выявление целей, задач, функций администраций; построение дерева целей; ранжирование целей, задач, функций администраций |
|
Этап | Исходные предпосылки, условия, ограничения | Выходные результаты при реализации этапа | |
Формирование структурных подразделений администраций | Множество структур управления администраций муниципальных образований; типовые структуры управления;условия и факторы, определяющие требования к оргструктуре | Выбор структурных подразделений для каждого уровня управления администрации | |
Согласование целей, задач, функций, выбранных структурных подразделений | Выбранные цели и задачи, функции администрации; выбранные структурные подразделения; методы распределения целей, задач, функций | Определение и согласование целей, задач, функций по уровням управления и структурным подразделениям; определение количества структурных подразделений | |
Формирование организационной структуры управления администрации | Состав целей (задач и функций) администрации и ее структурных подразделений; количество структурных подразделений; распределение ресурсных потоков по структурным подразделениям | Организационная структура управления администрации муниципального образования; характеристика каждого структурного подразделения |
Таким образом, эффективность предложенных методов проектирования организационной структуры управления администрации муниципального образования состоит в комплексном применении, основанном на использовании их положительных сторон, что позволяет сформировать эффективно действующий орган исполнительной власти местного самоуправления.
Методы управления — это способ достижения целей. Методы управления можно рассматривать как с точки зрения их содержания, так и их направленности и организационной формы. В содержательном плане обычно выделяют экономические, административные (административно-организационные) и со- циально-психологические методы. По направленности методы управления могут быть подразделены по двум критериям: уровню управляющего воздействия и объекту воздействия. В соответствии со структурой объекта управления, в качестве которого в сфере муниципального управления выступает муниципальное образование, методы управления по уровню применения могут быть подразделены следующим образом:
— относящиеся ко всему муниципальному образованию, включая и саму систему органов управления муниципальным образованием;
— относящиеся к различным подсистемам, выделяемым в рамках муниципального образования (экономическая, социальная, природно-ресурсная и т. д.);
— оказывающие управляющее воздействие на отдельного работника и рабочие группы.
В системе муниципального управления обеспечиваются те или иные управленческие функции в отношении сотрудников органов муниципального управления и отдельных групп населения, в том числе объединенных общностью поселения, что привносит в осуществление управленческих функций свою специфику.