Автора: Комаровский В.С., Сморгунова Л.В. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496
Государство призвано обеспечивать целостность и единство институтов и структур, выполняющих разнообразные функции управления. Однако с принятием в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации традиционное деление органов государственной власти на властные и управляющие претерпело существенные перемены. Изменилась сама доктрина системы государственной власти. При прежней доктрине единства власти мандат на осуществление государственных функций давала представительная власть, а исполнительные и судебные органы действовали лишь от «лица» власти, не являясь ее субъектами. При этом органы исполнительной власти называли исполнительно-распорядительными.
Новая доктрина тройственного разделения властей существенно изменила понятия. «Органы государственного управления» были заменены понятиями «исполнительная власть» и «органы исполнительной власти». Иными словами, расширились властные полномочия исполнительной власти. Хотя юридически правительство является высшим органом управления, оно приобрело статус и функции одного из высших органов государственной власти, т. е. стало волеформирующим политическим учреждением. В соответствии с действующими конституционными нормами правительство имеет широкие полномочия для вынесения важнейших политических решений, связывающих и законодателя. У него появился ряд новых функций, относящихся к так называемому политическому планированию. Оно получило право вторгаться в сферу законодательства, разрабатывая и формируя многие законопроекты, которые затем проходят через парламент.
Важнейшее назначение правительства — управление государственным аппаратом, который осуществляет властные функции. В деятельности государственно-административного аппарата находят свое выражение и практически реализуются наиболее существенные интересы основных социально-политических сил. Он играет важную роль в разработке и формулировании основных целей государства, в определении путей и средств их достижения.
Нормы Конституции Российской Федерации значительно усилили организационную самостоятельность исполнительной власти. С учетом ст. 10 из сферы ведения законодательной власти исключены организационно-распорядительные функции в отношении органов исполнительной власти. В своем большинстве они формируются и функционируют при решающем участии Президента и уполномоченных субъектов исполнительной власти и не подотчетных органам законодательной власти, как принято в странах старой демократии.
Основные признаки органа исполнительной власти в Российской Федерации: осуществление управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности; наделение государствен - но-властными полномочиями; обладание соответствующей компетенцией; внутренняя организационная структура; подконтрольность соответствующим органам правительственной власти по вопросам исполнения бюджета; подотчетность и подконтрольность вышестоящим органам исполнительной власти; его образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами административного права; наличие, как правило, постоянного штата.
В зависимости от источника финансирования органов исполнительной власти (что совпадает с их подчиненностью), различают федеральные, субъектов Федерации и местные органы исполнительной власти.
Существуют органы исполнительной власти общей компетенции: президента, правительства, администрации, которые несут ответственность за положение дел в государстве, области, крае, городе федерального значения, округе, политико-администра- тивной или административно-территориальной единице, руководят многими видами органов отраслевой и функциональной компетенции, работу которых они объединяют. Органы специальной компетенции осуществляют отраслевое или межотраслевое (функциональное) управление, либо одновременно и то, и другое (отраслевое, функциональное, смешанное). К примеру, Министерство здравоохранения руководит подведомственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление медицинскими службами МВД и Министерства обороны. Основное назначение исполнительной власти сегодня —управленческая, организационная деятельность, направленная на исполнение правовых актов, принятых непосредственно народом, или его представительными органами.
Таким образом, сосредоточив большие полномочия — руководящие, регулирующие, расчетно-аналитические, организационные и контрольные, исполнительная власть, безусловно, сама нуждается в контроле как со стороны других ветвей власти, специальных контролирующих органов, так и различных общественно-политических объединений и отдельных граждан. Ведь бесконтрольная исполнительная власть, которая чаще других принимает важные для нас решения, может наделать немало ошибок, жертвой которых станет целое государство. Кроме того, поскольку в Конституции Российской Федерации заявлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, то органам исполнительной власти в качестве стратегической линии своей деятельности необходимо утвердить защиту и охрану конституционных прав и свобод граждан, что, к сожалению, не подтверждается практикой их работы. В их деятельности превалируют вопросы административно-хозяйственного и финансового характера. Значит, здесь тоже необходим контроль со стороны общества.