Автора: Комаровский В.С., Сморгунова Л.В. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496
Общественно-политический контроль за органами исполнительной власти — важный принцип функционирования демократического Российского государства. Если исполнительная власть воплощает в себе силу, мощь, действие, общий интерес, то граждане — индивидуализм, разнообразие, независимость. В то время как исполнительная власть является организацией, служащей обществу, граждане олицетворяют собой частные интересы, суверенные права, потребности. Они являются подопечными государства, его исполнительной власти, заказчиками и получателями ее услуг. Поскольку в демократическом государстве исполнительная власть пользуется законными прерогативами, то граждане должны иметь возможность ее контролировать.
Непосредственной целью общественно-политического контроля (далее — О ПК) является предупреждение и пресечение нарушений установленных правил деятельности или поведения субъектов политико-административных отношений. Конечная цель ОПК совпадает с теми целями, которые преследует само правовое регулирование, а они, в свою очередь, призваны оградить граждан, организации, общество и государство от негативных последствий той или иной деятельности, обеспечить их безопасность и законные интересы, права и свободы субъектов государственных и общественно-политических отношений.
У ОПК есть три специфических объекта: 1) соблюдение установленных законами и иными нормативными правовыми актами правил осуществления политико-административной деятельности; 2) соблюдение установленных требований к качеству услуг и отношений в политико-административной сфере; 3) выполнение физическими и юридическими лицами определенных обязанностей, возложенных на них законами.
Содержание контрольной функции как таковой включает в себя три элемента: получение необходимой информации; анализ и оценка информации; реагирование на выявление отклонений от установленных правил и требований.
К контролирующим органам в сфере государственного управления отечественные исследователи относят Главное контрольное управление Президента, Счетную палату, Министерство по налогам и сборам, Департамент финансового контроля и аудита (в составе Министерства финансов).
В общую систему контролирующих органов и организаций они включают: государственные органы федерального значения; государственные органы регионального значения (субъектов Федерации и местного самоуправления); негосударственные контролирующие организации (союзы потребителей, профессиональные союзы, аудиторские организации, общественные объединения и т. д.); международные контролирующие организации.
Понятно, что этот ряд мы можем дополнить. К государственно-политическим видам контроля относятся, в зависимости от субъекта контроля: контроль Президента, органов законодательной (представительной) власти, органов судебной власти, в частности Конституционного Суда и т. д. К общественно-политическим видам контроля за исполнительной властью относятся: институт по правам человека (служба омбудсмена); контроль со стороны «мозговых трестов» (разнообразных институтов общественно-политической экспертизы, консультирования, советничества); медиаконтроль со стороны средств массовой информации; партийный контроль (контроль, прежде всего, со стороны политической оппозиции) и др.