Автора: Комаровский В.С., Сморгунова Л.В. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496
Предыстория лоббизма общеизвестна: в средневековой Англии словом «лобби» называли крытые галереи и прогулочные площадки в монастырях. Позже им стали обозначать вестибюль и два коридора в здании английского парламента, куда депутаты палаты общин уходили голосовать. Отсутствие кабинетов вынуждало депутатов долгое время оставаться в коридорах Вестминстерского дворца, где их и настигали первые лоббисты — толпы просителей со всех концов страны — с жалобами и ходатайствами.
Политический, т. е. указывающий на причастность к принятию государственных решений, оттенок термин приобрел в начале XIX в., что было зафиксировано в протоколах конгресса США десятого созыва. Позднее, в 1864 г., термин «лоббирование» стал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. Такая практика осуждалась общественностью, и термин «лобби» приживался с трудом. Дальнейшая история развития лоббизма сохранила негативный смысл лоббизма, поскольку во многих странах лоббирование и по сей день сопровождается прямым давлением на властные структуры, коррупцией на всех уровнях государственной власти.
Пик популярности лоббизма пришелся на 50 — 60-е гг. XX в., однако в несколько ином значении. Зачастую под лоббизмом понимался весь внепарламентский процесс взаимодействия государства с гражданским обществом. Характерно в этом плане определение лоббизма, данное английским исследователем С. Э.Файнером, считавшим, что (лоббизм есть любая деятельность организаций, влияющих на органы государственной власти в целях содействия собственным интересам, причем эти организации, в противоположность партиям, не готовы сами осуществлять непосредственную власть в стране^
Среди современных исследователей бытует мнение, что лоббизм является одним из эффективных инструментов демократии рыночного типа, обеспечивающих открытость политического процесса и ограничивающих произвол государственной власти. Наряду с таким взглядом распространненым остается и более критический подход к лоббизму, отождествляемому со скрытой, даже противозаконной деятельностью по оказанию давления на политику путем дачи взяток и дорогих подарков. Можно много дискутировать — что несет лоббизм: положительные или отрицательные последствия? Благо или здо? Реальность же в том, что лоббизм — объективное и неизбежное явление современности, которое можно «цивилизовать» политико-правовыми и социальными регуляторами, но нельзя отменить, ибо таково императивное требование современного демократического общества.
Наличие групповых интересов в обществе — результат социального взаимодействия. По мере своего развития общество структурируется, постепенно превращаясь в развитую систему множества разнообразных, конкурирующих или сотрудничающих групп, имеющих некоторые общие интересы, ценности и другие характеристики. При необходимости группы формализуют свои интересы в те или иные требования, побуждающие органы государственной власти к практическим действиям, способствующим реализации этих требований. Деятельность групп интересов наполняется политическим содержанием в той мере, в которой они используют для решения своих задач механизмы влияния на государственную власть. Право групп интересов быть представленными в органах власти в демократических странах гарантируется конституцией.
В самом общем випе’лоббизм — это особого рода деятельность организованных групп людей, предпринимающих попытки воздействовать на формирование либо осуществление государственной политики в свою пользу. Лоббизм, таким образом, выступает как система и практика реализации интересов различных групп индивидов (союзов, объединений, корпораций и др.) путем организованного воздействия на законодательную, административную и прочую деятельность государственных органов.
Если это взаимодействие групп интересов и государственных структур осуществляется непрерывно и в цивилизованных формах, то о лоббизме можно говорить как о сложившемся механизме управления, в том числе политико-административного.
По всеобщему признанию политический смысл лоббизма заключается в выполняемых им функциях:
— посредничестве между гражданами и государством;
— придании организованного характера плюрализму общественных интересов;
— дополнении конституционной системы демократического представительства интересов (для групп, не имеющих другой возможности участвовать в выработке, принятии и реализации политических решений).
С полным основанием лоббизм можно отнести к тем основным формам политических отношений, в которых реализуется политическое представительство интересов. Поэтому лоббизм — неизбежный атрибут политики. Характер и степень воздействия лоббизма на общественную жизнь определяются, прежде всего, историческими и культурными традициями, а также экономическими и социально-политическими условиями, характером политической системы, в рамках которых он функционирует.
Типологии современного лоббизма весьма многообразны. Различают прямой лоббизм, когда заинтересованные лица сами «работают» с органами власти и управления или нанимают для этой цели лоббистов-профессионалов. Для прямого лоббизма подходят бывшие государственные служащие, политики, депутаты и другие — все те, кто хорошо ориентируется в коридорах государственной власти, имеет связи и влияние.
Можно лоббировать косвенно. Тогда организуются широкомасштабные акции в СМИ или собираются подписи, рассылаются письма, организуются шумные действия в поддержку (или, наоборот, против) тех или иных решений. В этом случае на власть пытаются оказывать давление через общество. Как правило, для этих целей используют общественное мнение.
Два вышеназванных вида лоббизма — прямой и косвенный — разновидности внешнего лоббизма, при котором воздействие со стороны групп на государственные структуры осуществляется извне. Кроме того, существует лоббирование внутреннее — интересы групп отстаивают те, кто работает в органах государственной власти и управления (чаще всего ими бывают так называемые свои люди).
Лоббирование может быть ведомственным (со стороны министерств и ведомств); отраслевым (монополистическими или олигархическими отраслевых кланами); региональным (представителями регионов, областей, республик); иностранным (зарубежными группами давления).
Властные структуры, на которые воздействуют лоббистские группы, могут быть законодательными, исполнительными и судебными. В зависимости от особенностей политической системы и национальных традиций преимущественным видом лоббирования становится либо законодательное, либо исполнительное.
Некоторые исследователи выделяют «мягкое» (ограничивающееся доведением нужной информации до сведения властных структур) и «жесткое» (информирование властных структур дополняется воздействием на них) лоббирование. Кроме этого, эксперты предлагают выделить следующие направления лоббирования: вертикальное (обращенное к самым высоким должностным лицам, вплоть до президента и его советников) и горизонтальное (рассчитанное на более широкий круг лидеров общественного мнения).
Различают лоббирование в унитарном и федеративном государствах. С позиций плюралистической теории дифференциация, усложнение политических структур в федеративном государстве означает для групп интересов увеличение числа «дверей», в которые можно «постучаться».
В зависимости от уровня власти, на котором действуют группы давления, различают лоббирование федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления. Считается, что та или иная группа давления находится в сфере притяжения одного уровня власти. Какого именно и сколь долго — зависит от распределения компетенции между властными уровнями, готовности должностных лиц прислушиваться к пожеланиям лоббистов, финансовых, организационных, информационных и других ресурсов лоббирующих группировок. Наиболее эффективна деятельность высокоорганизованных групп давления, располагающих возможностями активно и целеустремленно действовать на всех трех уровнях власти.
Лоббирование групповых интересов в органах власти и управления может осуществляться с использованием разнообразных форм и методов. Среди них различают прямые и непрямые, а также открытые (или публичные) и закрытые (или тайные).
К прямым можно отнести: участие в парламентских или ведомственных слушаниях; прямые контакты с официальными лицами для изложения групповой точки зрения; завязывание неформальных контактов с официальными лицами — на съездах, банкетах, презентациях и т. д.; представление результатов собственных научных исследований или специализированной информации во властные структуры; оказание помощи в подготовке законопроектов и проектов нормативных актов; консультирование различных государственных органов и комиссий; советы, рекомендации, персональные визиты и письма, звонки, покровительство.
Непрямые формы и методы: вхождение в коалиции с другими организациями; контакты с представителями СМИ; организация кампаний по обращению граждан во властные структуры; финансирование избирательных кампаний; оказание влияния на назначения должностных лиц; организация демонстраций и акций протест 1; через друзей внутри государственной структуры, помощников тех, кто принимает решения, чиновников среднего уровня, учебные и благотворительные фонды, консультантов, «своих» людей в политических партиях, рекламу, Интернет и др.
К перечисленным технологиям, отражающим главным образом опыт цивилизованного лоббирования, стоит добавить закрытые (скрываемые от общественности) «формы работы»: манипулирование информацией, прямой и косвенный (через неоправданно высокие гонорары, синекуры) подкуп, угрозы, шантаж и прочие незаконные и аморальные действия.
В современном западном обществе лоббизм превратился в профессию.. Группы, выбирающие стратегию лоббирования, либо создают собственные структуры, либо нанимают профессионалов. Лоббист — профессия не такая уж редкая: в ФРГ на каждого депутата бундестага приходится 20 лоббистов; в конгрессе США — не менее 30. Профессия эта весьма престижна. Современные лоббисты принадлежат к тому же социально-профессиональному кругу, что и те, на кого направлены их лоббистские действия. Они часто имеют юридическое образование, опыт аппаратной работы, в совершенстве владеют современными информационными технологиями и предпочитают называть себя не лоббистами, а юристами, специалистами по связям с правительственными органами, консультантами, экспертами и т. д. Среди лоббистов в США выделяют: лоббистов «по должности» (профессионалов), зарегистрированных в конгрессе; профессиональных лоббистов, выполняющих эту работу без регистрации в конгрессе, но в рамках официального прикрытия (вашингтонское представительство, юридическая контора, консультативная фирма, отдел по связям с конгрессом или государственными ведомствами, фирма по связям с общественностью); непрофессиональных лоббистов, т. е. лиц, которые обладают влиянием или связями и привлекаются к работе от случая к случаю или выполняют свои функции по совместительству с основным видом деятельности.