Автора: Комаровский В.С., Сморгунова Л.В. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496
Исполнительные органы власти состоят из высших исполнительных органов и руководимого ими аппарата исполнительной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшее руководство государственным аппаратом осуществляет Правительство, хотя глава государства также имеет распорядительные полномочия. Среди разнообразных органов исполнительной власти важнейшими являются министерства и ведомства.
Структура органов исполнительной власти (как организации) может быть простой или сложной, что зависит от разнообразия и усложняющихся задач, которые приходится решать. Но всегда в условиях демократии в структуре правительства можно выделить политическое ядро (политиков), ответственное за разработку конкретной политики, и чиновников, занятых ее осуществлением. Как правило, среди чиновников можно выделить администраторов (главы департаментов министерств); профессионалов (специалисты, работающие в системе министерства и призванные оценивать с научной точки зрения предлагаемые политические решения); исполнителей и высших технических, служащих (занимают высокие посты на канцелярской работе и призваны реализовывать полученные ими задания); простых канцелярских работников и обслуживающий персонал (технические работники).
Среди множества ролей, которые играют политики как субъекты управленческой деятельности, следует выделить их участие в выработке и принятии политических решений, определяющих развитие общества, решение вопросов распределения государственных ресурсов, проведение текущих корректировок и др. Чиновники участвуют в подготовке и принятии административно-управленческих решений, направленных на создание благоприятных условий для выработки, принятия и исполнения именно политических решений. Но государственные служащие участвуют в подготовке и политических решений. Однако, в отличие от административно-управленческих решений, которые чиновниками и готовятся, и принимаются, политические решения ими только готовятся, а принимаются политическими государственными органами и политическими государственными руководителями.
Определенное влияние на процесс принятия решений в исполнительных органах оказывают лица, занятые в особых регулирующих органах, возникающих в результате слияния субъектов государственной и частной экономической, социальной и другой политики, и не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Такие органы могут создаваться, например, из представителей профсоюзов, работодателей и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между работодателями и наемными работниками. Кроме того, организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представителей экономических министерств, а также общественных объединений бизнеса и др. Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом, а формируются чаще всего центральными и местными органами исполнительной власти вместе с заинтересованными общественными объединениями. Часто они непосредственно выполняют принятые решения, а иногда принимают решения по мерам экономического и социального регулирования.
Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на государственную политику. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах, ведомствах, отдельных их управлениях и т. д. Рекомендации советов не имеют силы правительственного постановления, но с большой вероятностью будут вскоре формализованы в правительственные меры по регулированию тех или иных общественных процессов.