Автора: Комаровский В.С., Сморгунова Л.В. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Изд-во РАГС | Количество страниц: 496
Переговоры есть процесс выработки и обмена обещаниями между двумя и более сторонами. Переговоры включают в себя несколько этапов: подготовительный, заключающийся в анализе ситуации и планировании будущей коммуникации; основной этап, состоящий из дискуссионной стадии и заключения соглашения, и заключительный этап, представляющий собой подписание соглашения.
Известны два типа переговоров: переговоры-торги и принципиальные переговоры. Первые основаны на постоянном стремлении занять наилучшую позицию, а потом, если и уступить ее, то с наибольшей для себя выгодой. Такие переговоры нередко чреваты новым уровнем конфликтности в будущем. Они не ведут к прочному и долговременному соглашению и миру. Принципиальные переговоры основаны на совместном поиске взаимовыгодного соглашения и потому ведут к более прочным мирным соглашениям.
Бывают переговоры без третьего лица и с участием третьего. Этим третьим должны быть приемлемые для двух сторон лицо или организация. Существует две процедуры с участием третьего: фасилитация и медиация. Фасилитация — процесс миротворчества, осуществляемый специалистом, нейтральным для всех членов группы, с целью помочь улучшить способы идентификации проблемы и принятия решений за счет организации конструктивной совместной деятельности. Фасилитация постепенно вытесняет такие широко практикуемые, но недостаточно продуктивные способы решения проблемы, как спор, дискуссия, простой обмен мнениями, административное решение, волевой приказ. Это эффективная технология решения проблем групповой работы.
Фасилитатор — не председатель собрания, не арбитр соревнований и не судья на процессе. Навыки и способности, которыми должен обладать фасилитатор, следующие: внимательно слушать, наблюдать и запоминать как произнесенные фразы, так и манеру поведения участников процесса фасилитации; налаживать простую и ясную коммуникацию между членами группы; устанавливать сходства и различия в их заявлениях; анализировать и синтезировать сказанное по поводу тех или иных проблем; идентифицировать предложения; диагностировать и поощрять (либо корректировать) эффективное (либо неэффективное) поведение; создавать модель эффективного поведения; обеспечивать обратную связь между участниками процесса, не допуская при этом «наступательных» и «оборонительных» форм общения; отслеживать и оптимизировать индивидуальные способы поведения внутри группы; вызывать доверие у клиентов; поощрять усилия членов группы и ободрять их; быть терпимыми и терпеливыми.
Цели фасилитации: а) согласовать мнения внутри группы, помочь ей определить пути решения проблемы; б) разрешить конфликт внутри группы и помочь ей придти к приемлемому соглашению.
Посредничество (медиация) — процедура прогрессивного вмешательства в конфликт, в ходе которой его участники с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь приемлемое соглашение, которое соответствовало бы их интересам. У посредника гораздо больше прав вмешиваться в процесс регулирования конфликта. Он может предлагать повестку дня, отклонять неверные стандарты поведения во время переговоров. Основные цели посредничества: разработать план будущих действий (проект соглашения), который участники смогли бы принять за основу; подготовить участников к тому, чтобы они в полной мере осознавали последствия своих решений; нейтрализовать беспокоящие и иные негативные эффекты конфликта за счет помощи участникам в разработке приемлемой для них резолюции. Приведем таблицу, из которой становится понятной разница между этими процедурами.